МЭР «знает», как нам обустроить экономику

Теперь, когда азиатский вектор развития экономики получил подтверждение, руки у властей руки и до сценариев развития внутренней ситуации. Можно констатировать, что прогнозы министерств и ведомств стали значительно ближе к реальности. Если прежде чиновники заявляли, что вот-вот все наладится, сейчас они уже решают, что именно надо делать, чтобы хотя бы избежать длительной рецессии.
Для решения проблемы Минэкономразвития РФ представило уточненный макроэкономический прогноз на 2014-2017 годы. «Если у нас темпы роста около нуля, очевидно, что нужно что-то делать. Любая европейская страна в этих условиях идет на смягчение денежной политики - мы не идем, идет на увеличение бюджетных расходов - мы тоже не идем. Некоторые азиатские страны вводили контроль за оттоком капитала - мы тоже не вводим. Понятно, что определенные меры должны быть», - заявил замглавы министерства Андрей Клепач.
Было представлено два сценария развития экономики. Откровенно говоря, ни один из них не позволяет в полной мере решить все имеющиеся проблемы в России. И тем не менее...
Более консервативный вариант предполагает ухудшение ситуации с оттоком капитала и ограничение спроса со стороны ЕС и Украины на российские углеводороды. По этому варианту отток капитала в 2014 году оценивается в 100 миллиардов долларов, спад инвестиций составит 1,9%, а темпы роста ВВП в 2014 году будут на уровне 0,5%, в 2015 - 2,4%, в 2016 - 2,2%, а в 2017 году - 3,1%.
Второй вариант, предлагаемый правительству как базовый, предусматривает определенные стимулирующие меры, которые позволят переломить негативные тенденции, и поддержать частные инвестиции. В этом случае падение инвестиций в 2014 году составит 0,1%, а в 2015-2017 годах будет наблюдаться их рост. ВВП, по этому сценарию, вырастет на 1,1% в 2014 году, по 2,6% - в 2015 и 2016 годах, и на 3,7% - в 2017 годах.
Этот вариант предусматривает незначительное смягчение бюджетного правила уже в 2014 году. В 2015-2016 годах смягчение предлагается более существенное, что предусматривает увеличение расходов примерно на 0,5% ВВП ежегодно.
Напомню, бюджетное правило начало действовать в 2013 году. Оно предполагает, что расходы бюджета должны формироваться исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы бюджета сверх этой расчетной цены должны направляться в Резервный фонд, а не тратиться.
По сути для решения проблемы МЭР предлагает существенное изменение финансовой политики государства. Глава Минфина Антон Силуанов ранее не поддержал таких новшеств. По его мнению, резкое изменение принципов экономической, финансовой и бюджетной политики в условиях нестабильности только усилит недоверие инвесторов. Экс-глава Минфина и создатель бюджетного правила Алексей Кудрин также заявлял ранее, что правительство в целом идею отмены бюджетного правила не поддерживает: представители инвестиционных банков, с которыми проводились консультации, считают, что бюджетное правило - это определенный элемент устойчивости, который не надо менять.
Однако других реальных предложений по выводу экономики из стагнации, кроме перераспределения расходов внутри бюджета и жесткой экономии, Минэкономразвития не предлагает. Тем временем, просто переждать спад не получится. Сегодня износ основных фондов составляет по разным отраслям от 50 до 75%. Только для возмещения физического износа основных фондов и роста их остаточной стоимости в 2008 году уже требовалось 25,29 триллионов руб. Это в условиях 8-процентного роста ВВП при реальных инвестициях на уровне 8,76 триллионов руб.
Ключевые риски для российской экономики на сегодня – это рецессия, рост инфляции, ухудшение конъюнктуры на сырьевых и финансовых рынках, а также обострение украинского кризиса, указывает Главный аналитик управления исследований и аналитики Промсвязьбанка Олег Шагов. Последнее чревато новыми западными санкциями в отношении целых отраслей российской экономики. В сложившихся условиях отечественной экономике крайне необходимы эффективные стимулирующие меры со стороны властей, направленные на оживление деловой активности и привлечения новых инвестиций в экономику.
Тем временем, прогнозы МЭР в последние пару лет имеют тенденцию постоянно пересматриваться - в прошлом году ожидания по ВВП страны, например, менялись несколько раз, последовательно ухудшаясь, напоминает аналитик МФЦ Анна Линевская. У ведомства перед глазами сухие цифры, математически рассчитать данные несложно, используя некие средние формулы. Но тогда и прогнозы нужно давать диапазонные, с вероятностями отклонений в обе стороны. Не исключено, что рецессия в российской экономике второго квартала к третьему перейдет в фазу стабилизации, а по итогам 4 квартала 2014 года ВВП России выйдет в рост. В среднем, по итогам года ожидается рост экономики на 0,7%.
Тем временем, реальных проектов спасения ситуации пока и в самом деле не существует, говорит руководитель направления по развитию малого и среднего бизнеса независимого экспертного центра «Общественная дума» Денис Рассомахин. Частные инвестиции очень слабо развиты в России, а на данный момент так они вообще в разы сократились на фоне вводимых санкций и ускорения оттока капитала из страны. Поэтому говорить сей час о каких-то реальных проектах, способных вытянуть российскую экономику, не представляется возможным в принципе.
Можно, конечно, привести в качестве примера один из новых проектов Российский фонд прямых инвестиций собирается увеличить вложения совместного с китайской CIC фонда до 1 миллиардов долларов. Крупнейшим направлением в этом проекте будет железнодорожный мост через реку Амур. Однако вряд ли данный проект можно назвать тем, что вытянет российскую экономику. Он, безусловно, поспособствует ее развитию, но не окажет колоссального эффекта в масштабах всей страны.
Пока же правительство явно остерегается делать резкие телодвижения, говорит по этому поводу аналитик АКГ «Градиент Альфа «Егор Двинянин. С одной стороны, потому что ситуация плохая, но не критическая, с другой, потому что серьезные вопросы решает сегодня только президент. В плановой советской экономике все решения тоже принимались централизованно, но для их выработки существовали мощнейшие проектные институты, где были собраны уникальные команды профессионалов, обладающих экспертизой в своих областях. Сейчас же решения во многом принимаются исходя из ситуации, без учета мнения экспертного сообщества, а долгосрочная стратегия по факту не реализуется.
«В этом я вижу основной риск, – говорит эксперт. - Возможно, сейчас просто идет период переосмысления того, как должна развиваться страна. До недавнего времени мы шли западным путем, но потом в нем разочаровались. Сейчас мы всерьез ищем свой «особый путь». К сожалению, никаких «особых» условий рынка не существует. Если ты неконкурентоспособен, ты проигрываешь. А конкурентных преимуществ на глобальном рынке у России не так много. Огромная территория, природные ресурсы, богатый культурный фундамент. Но этими активами еще необходимо разумно управлять, чтобы они приносили доход. Но с управлением, как я уже сказал, в России беда».
Единственный выход, который видит Егор Двинянин, – децентрализация. Сейчас есть только зачатки этого процесса: возвращаются выборы губернаторов, некоторые регионы уже начинают самостоятельно заботиться о собственном развитии, не надеясь на центр. Даже федеральные власти уже пришли к пониманию, что волюнтаристские централизованные решения не подходят для всех регионов. Последнее касается налоговых льгот, которые теперь прерогатива региональных властей, а также повышенных социальных обязательств, последствия которых сейчас решают предоставлением регионам дешевых кредитов. С другой стороны, местами вертикаль власти продолжает укрепляться. Здесь хороший пример – реформа МСУ. По замыслу она должна была наделить локальные власти большими полномочиями и ресурсами по решению местных проблем. По факту, регионам дается возможность отказываться от прямых выборов мэра, а это значит, у губернаторов исчезнет противовес в виде избранного гражданами градоначальника. Впрочем, надо еще подождать, пока закон заработает.
Но, судя по всему, придется подождать не только этого. И децентрализации, и осознания реального положения дел, и понимания реальных шагов, которые требуется сделать на данном пути. А до этого еще очень далеко.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ура, товарищи! Великая инвестиционная революция объявлена Путиным сегодня на форуме в Петербурге. Щн может и сам не понял сказанного, но если оно будет выполнено буквально, то... голова кружится от перспектив! Кроме русских мало кто поймёт значение. 15 лет все предложении о господдержке бизнеса, о госинвестициях грубо отметались, в том числе и им лично, и в прямом эфире. Теперь этот барьер преодолён. Теперь лавина перемен будет неудержима, темпы экономического роста достигнут двузначных цифр... Главный шаг для процветания страны обещан. При одном условии: надо верно определить способы инвестиций и критерии отбора объектов инвестиций. Иначе всё обещанное превратится в очередной распил, а результаты в пшик.
Санкт-Петербург, 23 мая. Китай будет расплачиваться по контракту с «Газпромом» в долларах США. Об этом сообщил министр энергетики России Александр Новак, передает РИА «Новости».
Информацию о том, что расчеты будут осуществляться в долларах, чиновник подтвердил в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
Монополизация - объективная реальность и необходимость её ограничения - объективна не менее. Взятки и политическое могущество мешают оправданному ограничению монополизма, устраняют конкуренцию. Бороться можно двояко - 1)привлечением народа к управлению, что сегодня нереально. С другой стороны - можно поставить монополию под госконтроль, что порождает уже проблему контроля за первыми лицами государства. Народный контроль нереален, остаётся монархия, олигархия или партия. Что здесь может первое лицо? Принимать такие законы и формировать такие условия, чтобы большинство олигархов, партийцев, силовиков, преследуя собственные интересы, работали на благо страны. А не так, как сейчас: если возникли собственные интересы, то страна побоку. Даже вернее будет: чтобы защитить собственные интересы, надо нарушить законы или интересы страны.
Я критикую бюджетное правило с 2006 года. Но я вижу и более глобальные проблемы. Отмена бюджетного правила и проводимая политика предоставления налоговых льгот ожидаемого результата не даст. Вернее, даст, но в размере 10% от возможного, если бы этими деньгами распорядились правильно. Важно не бюджетное правило, а как и куда идут деньги, мобилизованные с его помощью. В случае отмены правила - важно, как страна распорядится этими деньгами. Наш бизнес всё равно будет вкладываться только там, где не вложиться нельзя. Прибавка средств будет съедена бюрократическими поборами. Свой доход бюрократы спрячут за рубежом. Что бизнесмены смогут утаить от бюрократии - они тоже вывезут за рубеж. Таким образом, обычные методы регулирования экономики в России после 2003 года действовать перестали. Надеяться, что стереотипы людей поменяются после принятия частных изменений - глупо. Надо действовать с учётом взглядов и реакций населения страны, а не в фантастическом мире своего воображения. Пока же мы видим глупую, а потому антиэкономическую политику, с вынужденными и редкими эпизодами пробуждения здравого смысла.
Вся проблема в том что основные пенсионные получают силовики и они могут не захотеть быстро вымирать