План спасения России. Смогут ли разогнать экономику реформы Кудрина?

07:59 24.05.2016 , Андрей Полунин
Алексей Кудрин © KM.RU, Алексей Белкин
Алексей Кудрин © KM.RU, Алексей Белкин

Смогут ли разогнать экономику реформы Кудрина?

В понедельник, 23 мая, прошло первое заседание рабочей группы президентского совета под руководством Алексея Кудрина. На нем экс-министр финансов представил план структурных реформ, которые позволят достичь среднегодовых темпов роста экономики в 4% ВВП. 

Вот как выглядят ключевые пункты плана:

— пенсионная реформа, увеличение возраста выхода на пенсию до 63 лет и для мужчин, и для женщин (постепенно, ежегодно добавляя по полгода);

— реформа судебной и правоохранительной систем, которая позволит «органам» стать более объективными;

— снижение доли государства в экономике (сейчас примерно 60% наполнения ВВП обеспечивает госсектор);

— снижение административных издержек в международной торговле;

— бюджетная консолидация и перераспределение бюджетных расходов в пользу развития человеческого капитала (здравоохранения, образования и науки) и инфраструктуры;

— реформа госуправления.

По мнению Кудрина, денег в российской экономике достаточно. В субботнем интервью телеканалу «Россия 1» он рассказал, что на счетах российских компаний скопились свободные ресурсы, сопоставимые с их годовыми инвестициями. «Они дешевле даже, чем банковские кредиты, потому что это собственные средства предприятий. Но они не инвестируются», — подчеркнул председатель Центра стратегических разработок (ЦСР).

Иных ресурсов для роста Кудрин не видит. Как сказано в аннотации к «плану спасения», при нынешней структуре экономики рост ВВП в 2017—2019 годах возможен исключительно за счет роста конъюнктурной составляющей, и прежде всего цен на сырье. Чтобы ускорить рост до 4% в 2019 году, по расчетам Института экономической политики Егора Гайдара, требуется дополнительно привлечь в экономику 4,5 млн человек и 40 трлн рублей инвестиций в основной капитал.

Основной вызов бюджетной политики, по мнению председателя ЦСР, — адаптация к новым условиям торговли через снижение дефицита бюджета до 1% в ближайшие три года при изменении структуры расходов

Кудрин описывает три варианта бюджетной консолидации к 2019 году.

Наихудший для бюджета — сохранение номинальных расходов (15,9 трлн рублей в год) при росте ВВП согласно прогнозу Минэкономразвития (+0,8% в 2017 году, +1,8% в 2018, +2,2% в 2019) и годовой инфляции на 1 п. п. выше прогноза.

Если же снижать дефицит бюджета до 1%, номинальные расходы сократятся до 14,2 трлн руб. При допущении, что рост ВВП достигнет 4% в 2019 году, а расходы бюджета сохранятся на номинальном уровне 2016 года, дефицит снизится до 0,8% ВВП.

Снижение дефицита бюджета — важнейший элемент доверия между государством и бизнесом, говорится в аннотации. Кроме того, ключевым фактором долгосрочного развития Кудрин называет низкую и предсказуемую инфляцию — 3−4% в год.

Со своей стороны, Минэкономразвития считает стержнем программы достижения 4-процентного роста активную инвестиционную политику. По расчетам министерства, оптимальное соотношение между текущим потреблением и инвестициями — 22−25% ВВП, для этого инвестиции в ближайшие годы должны расти на 7−8% в год, а уровень потребления — стоять на месте.

Насколько эффективен предлагаемый план действий, поддержит ли его Кремль?

 — Кудрин предлагает ряд мероприятий в духе «шоковой терапии», — отмечает бывший председатель ВС России в 1991—1993 гг., заведующий кафедрой мировой экономики Российской академии им. Г.В.Плеханова Руслан ХасбулатовМежду там, жизнь не раз доказывала, что такого рода шоки не способны играть роль катализатора экономического роста. Неслучайно от подобной практики отказались и США, и Европа, предпочитая действовать в логике программ количественного смягчения.

По сути, американцы, навязывая всему миру неолиберальные правила Вашингтонского консенсуса (тип макроэкономической политики, который в конце XX века был рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис), сами не особо следуют его логике и принципам. На мой взгляд, и России требуется совершенно иная экономическая политика, чем та, которую предлагает председатель ЦСР.

— Что вызывает вопросы в кудринской программе?

— Кудрин, как и все неолибералы, делает упор на пенсионной реформе, как будто это — сказочный рычаг роста экономики. На деле, существенного влияния на развитие страны, особенно в первые годы после запуска, эта реформа не окажет. Или взять борьбу с инфляцией, которую Кудрин считает ключевой. Этой идее уже четверть века, в течение которых борьба с инфляцией была бесславно проиграна на всех фронтах, и только заглушила источники роста.

На мой взгляд, именно те инструменты борьбы с инфляцией, которые предлагает Кудрин, привели к нынешнему плачевному состоянию нашей экономики. Если следовать нынешнему «плану Кудрина», российская экономика будет и дальше находится в режиме постоянной стагнации.

Я уже не говорю о том, что России для достижения позитивных результатов необходим не четырехпроцентный рост ВВП (такую цель ставит кудринский план), а как минимум шестипроцентный.

— Что ждет нашу экономику?

— Наше экономическое будущее представляется мне в печальном свете. Экономика РФ, я считаю, находится сегодня под контролем малосведущих людей, которые являются сторонниками неолиберальной идеологии.

Если наша экономика и пытается выкарабкаться из кризиса — то не благодаря деятельности экономистов-реформаторов, а вопреки ей. Любой кризис имеет свои пределы, а главное — миллионы российских граждан продолжают работать, несмотря на то, что их уровень жизни заметно снижается. В итоге, процесс приспособления экономики к нынешним условиям идет автономно, а не за счет усилий российского правительства и «спасительных» планов экономистов-кудринцев…

 — Кудрин предлагает план действий, вполне соответствующий требованиям экономики, — возражает бывший министр экономики, научный руководитель Национального исследовательского Университета — Высшая школа экономики Евгений ЯсинНе уверен, что его реализация вызовет быстрый подъем экономики в ближайшие два-три года. Но для роста нам необходимы принципиальные институциональные изменения, и планом Кудрина они частично предусмотрены. Именно поэтому я этот план поддерживаю — меры, перечисленные в нем, правильные, и рано или поздно их придется делать. Думаю, однако, что руководство страны пойдет на реализацию кудринского пакета только после президентских выборов 2018 года.

И надо понимать: идя на структурные реформы, нужно быть готовыми к тому, что первые шаги к оздоровлению будут недостаточными. Это значит, что в последующем потребуются более серьезные меры.

В любом случае, быстрых результатов от реформ не будет. По мои оценкам, процесс оздоровления — выход на нормальную, более-менее эффективную систему функционирования рыночной экономики, — потребует около 10 лет.

 — Почему же Кудрин говорит о двух-трех годах?

— Потому что он говорит о чисто экономических мерах, которые обеспечат минимальный рост. Но для серьезного продвижения нужно решить проблемы, которые в значительной мере лежат вне экономики. В частности, выстроить доверительные отношения между государством и бизнесом, между силовыми структурами и предпринимателями.

Следует понимать: для устойчивого роста экономики требуется верховенство права. Все участники рынка твердо должны знать, что есть инстанции выше правительства и президента, и есть независимый суд.

Сегодня ничего подобного в России, к сожалению, нет. И решить эти проблемы за год-другой действительно не получится…

 — Надежды российского экспертного сообщества на то, что президент изменит экономическую политику, не оправдались, — констатирует профессор МГУ, доктор экономических наук Александр Бузгалин. Похоже, никаких изменений не будет, и более того, произойдет праволиберальное усиление экономического курса. Об этом свидетельствуют как последнее назначение Кудрина, так и шаги, которые предлагает его экспертная группа. В эту группу, кстати говоря, оказались включены практически все сторонники праволиберального курса.

Что касается содержания «плана Кудрина» и его основных идей — в них нет ничего нового. По сути, это традиционные рецепты неолиберального направления, которые озвучиваются с начала 1990-х годов. Речь традиционно идет о поднятии пенсионного возраста и сокращении социальных программ, косвенно просматривается неполная индексация социальных выплат, плюс жесткая монетарная политика как средство борьбы с инфляцией, которая на самом деле является средством борьбы с реальным сектором производства.

План Кудрина не предусматривает никаких шагов в сторону активной промышленной политики, перераспределению паразитических доходов сверхбогатой — олигархической, в первую очередь, — группы населения в пользу развития экономики и решения социальных вопросов.

Словом, мы имеем дело со стандартным пакетом неолиберальных мер. А значит, ждать чего-то доброго от него нет оснований…

Комментарии читателей
28.05.2016, 21:21
Гость: Вячеслав

Само понятие "структурные реформы" экономики предполагает изменение состава этой экономики. Российская экономика (не)уверенно стоит на двух китах: нефть и газ. Более 10 лет Правительство собирается подключить к реальной экономике остальные отрасли промышленности. Все ждут А.Кудрина...и вот он пришёл, и что же? Повышение пенсионного возраста, реформы правоохранительной и судебной систем... Да, всё это надо, но где здесь экономика? В российской экономике самая большая отрасль - машиностроение. За более, чем 80 лет оно сформировалось, стало сильным по советским меркам, но безнадежно отсталым по сравнению с европейским, американским, японским. Почему? Потому, что развивалось в изоляции, пренебрегало достижениями коллег из-за бугра. Сегодня потенциал машиностроения достаточно велик, но существовать наше машиностроение может только на внутреннем рынке. А это, в свою очередь, провоцирует дальнейшее отставание.
В чем отставание?
-В организации производства. У нас нет четкого понимания об устройстве машиностроительной промышленности, т.к. большинство достижений в этой области прошло мимо нас. То, что делается "там", настолько непонятно нашим организаторам, что им проще ничего не делать.
-В планировании, учёте живого труда его оплате. Системное развитие этого сегмента началось в годы индустриализации по тогда уже устаревшим американским стандартам и более не развивалось.
-В уровне производительности. Это просто: если нет организации, нет планирования и учета туда, нет и его результов

28.05.2016, 13:32
Гость: тм

вот когда спецслужбы должны были пошустрить по сусекам и складам. САБАТАЖ это был чистой воды.

28.05.2016, 13:30
Гость: Шырли Мырли.

при такой безработице повышать пенсионный возраст ГЛУПО и антинародно. Если в Европе прекрасное здравоохранение, там возраст ухода на пенсию повышен до 65 лет. Но есть одно НО! Любой может уйти на пенсию в 60 лет, это называется ранняя пенсия. Потеря в начислении пенсии составит один процент за недоработанный год. Так что там далеко не все рабочие пыжатся до 65 лет.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.