Удар по «серым схемам»: как ФНС собирается закрыть налоговые лазейки

В 2021 году Федеральная налоговая служба (ФНС) России намерена провести внедрение ряда нововведений, меняющих сбор налогов с россиян и российского бизнеса.
Основных нововведений на текущий год запланировано четыре — это внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-4» для выявления махинаций с НДС, платформы для взаимодействия ФНС с другими госорганами, блокчейн-системы по оценке налогоплательщиков и сервиса по корректировке поддержки бизнеса.
Система «Налог-4» станет отправной точкой по борьбе с незаконным возвратом НДС. Около 70% операций, связанных с возвратом НДС, являются фиктивными, утверждает ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин. Он полагает, что данные нововведения снизят этот показатель как минимум в два раза, потому что такие операции будут слишком рискованными для исполнителей, которые, собственно, в системе ФНС и работают. Впрочем, как часть сценария по увеличению налоговых поступлений в бюджет и сокращению нелегальных операций в системе налогообложения это нововведение сыграет только на руку государственной казне, считает эксперт.
В то же время существуют и некоторые риски. К примеру, под прицел налоговиков могут попасть и благонадежные компании с развитой цепочкой контрагентов, которые не обрадуются новым проверкам, опасается генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова.
С «Налогом-4» будет тесно сопряжена платформа для передачи административных данных другим государственным органам. Данные из ФНС могут понадобиться Пенсионному фонду для выделения льгот нуждающимся, ФССП для оценки доходов подсудимого, в том числе в вопросах, касающихся алиментов и другим госструктурам для выделения субсидий населению, отмечает Уткин.
С этой цифровой платформой тоже не все гладко, говорит Ускова.
«Миграция данных из одного департамента в другой, и между банками, увеличивает риск утечек — блокчейн блокчейном, но человеческий фактор (который служит причиной утечки в 9 из 10 случаев) никто не отменял», — подчеркивает эксперт. Она также выражает свои опасения насчет того, что функционирование такой масштабной базы данных будет стоить немалых средств, а издержки в той или иной форме переложат на налогоплательщиков.
«Ставки по налогам, надеемся, поднимать не будут, но вот штрафные санкции за несоблюдение закона могут подорожать», — предупреждает Анастасия Ускова.
Третья система, которая будет отвечать за оценку налогоплательщиков, будет работать на основании данных, которые собираются при оказании им услуг, в частности, банковских. Предполагается, что она сократит время предоставления кредитных продуктов и удешевит процесс.
Действительно, цифровая система оценки налогоплательщиков поможет ускорить процесс одобрения кредитных заявок: больше данных у банкиров — легче принимать быстрые решения, все на одном экране — меньше бюрократии и операционных издержек, говорит гендиректор платформы «Рокет Ворк». При этом она видит минусы и в этой инициативе: компаниям придется столкнуться с возросшим количеством проверок не только со стороны налоговиков, но и банкиров, так как ответственность за контроль движения денежных средств скорее всего перейдет к ним.
«Это со своей стороны сулит дополнительную нагрузку на службы безопасности и финмониторинг и может привести к дополнительным расходам, оплачивать которые будут пользователи и бизнес. От этого, вероятно, вырастет и число блокировок счетов банками, «морозить» подозрительные транзакции станут чаще, чтобы не нарваться на штрафы регулятора», — предостерегает эксперт.
По мнению Павла Уткина из центра «Парфенон», эта идея — прямой сигнал о том, что понятие банковской тайны постепенно будет уходить в прошлое.
Эксперт расписывает действие механизма: на основе анализа данных будут вычисляться налогоплательщики с «серыми» зарплатами, исходя из регулярности пополнения счета и сумм этих пополнений. Об этом же говорит и заверение ФНС, что упростится и ускорится процесс получения кредитов. А через лиц, получающих «серые» зарплаты, будут вычисляться и компании, пользующиеся такими методами оплаты труда работников.
«Поэтому обеим сторонам придется искать компромисс — перевод на самозанятость, повышение «белого» оклада, договоры подряда, но прежним сценарием со временем пользоваться будет невозможно», — говорит юрист.
Сервис по корректировке мер по поддержке бизнеса, призванный выявлять необходимость в этой поддержке и ее актуальность, эксперты считают самым удачным из предстоящих изменений. Новый аналитический сервис должен помогать регулярно корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности.
«Учитывая, что все нововведения будут интегрированы друг в друга, ФНС не составит труда выяснить, на что тратятся государственные денежные средства и льготные кредиты по госпрограмме поддержки бизнеса и стоит ли продлевать льготное налогообложение для той или иной компании», — объясняет Уткин. Он считает, что в части пресечения нецелевого использования выделяемых государством средств на поддержку МСП этот кейс – однозначный плюс.
По разным данным, ежегодно бюджет недополучает около 3 трлн рублей из-за того, что бизнес и граждане успешно уклоняются от уплаты налогов. Если в предыдущие годы на многие нарушения госорганы смотрели «сквозь пальцы», то сейчас ситуация иная, замечает юрист.
«Из-за коронакризиса российский бюджет достаточно пострадал, и эти потери надо как-то восполнять. Один из самых доступных способов — увеличение собираемости налогов. Все новшества, которые появились в прошлом году, начнут работать в 2021-м, и будут внедрены в следующие годы, направлены именно на это.
«В ближайшие годы не стоит ждать налоговых послаблений и смягчения законодательства, налоговая нагрузка будет только расти», — уверен эксперт.
Он также отмечает, что сейчас налоговая нагрузка для бизнеса не увеличивается, поскольку он еще не встал на ноги, однако появления новых налогов стоит ожидать и в этой сфере.
«Это приведет к очевидным вещам — доля малого бизнеса в России станет еще меньше. Если раньше она не дотягивала до 20%, то в период пандемии количество ИП и прочих малых предпринимателей сократилось чуть ли не вдвое», — резюмирует Павел Уткин.
Автор: Ирина Власова
Комментарии читателей Оставить комментарий
Абсолютно согласен!
ФНС уже вышли на самих себя?
К 70-м годам всё устаканилось и обмякло. Самые ярые ленинцы потеряли свой пыл. И наступил блаженный застой) Как в обломовке)
Нет, я серьёзно.
Ну ведь нормально же было. Кто хотел тот работал кто не хотел тот не работал, большой разницы не было.
Если не работал получал 150, если работал - 300
Всего-то в 2 раза.
А самое главное - всё добро, все ресурсы были наши, то есть намного вперёд на будущее мы знали что нам хватит и внукам останется и правнукам
Я думаю вот за это и воевали)
Вот что главное принесли людям "коммуняки"))
И за это на очень многое смотрели сквозь пальцы
Но не только за это, а за то также что любой рабочий мог сказать любому наглеющему начальству - Это вам здесь не ваша частная лавочка! А то можете и партбилет на стол положить
И вот этого реально все боялись и любое начальство брало себя в руки.
Ну да был период инквизиции в СССР но он прошёл так же как прошла инквизиция в средние века
И дальше бы нормально жил СССР если бы не внутреннее предательство
А ясно что конец 80-х был для Запада критическим и если бы не развалил он СССР да не вскрыл ресурсную шкатулочку, то туго бы ему пришлось и ещё не известно куда маятник качнулся бы.
Но верхушка СССР (ясно что Горбачев не один такой был засланец) просто предала страну и народ.
Один мой знакомый предприниматель поверив в заботу налоговой системы о народе и государстве , попытался работать в белую. Индивидуал. Первое: то что ему приходилось заполнять кучу бумаги отчетов, так, что время на работу откладывалось. Второе: когда он подсчитал , чтоже у него осталось после уплаты всех затрат, аренды, налогов, сборов и поборов, то он плюнул , сначала закрылся, а потом ушёл в тень. Говорят до сих пор работает. Чем больше давят - тем больше люди уходят а тень. А вот с друзей галерного, уводящих миллиарды, взять нечего.
не ну вы не только бессовестный вы еще и глупый.. или придуриваетесь.
вы написали:
"делать прогрессивную шкалу, а налоги усиливать только на корпорации и буржуазию."
-
это ЧТО по вашему, если не "взять и поделить"?
вы вообще понимаете Что Такое "прогрессивный" налог?
1) "прогрессивный" налог вводит Тотальную Слежку за Всеми Операциями ВСЕХ людей - это автоматический Концлагерь, Полицейское государство, вмешательство в частную жизнь И кроме всего Удушение Экономики, потому что Автоматом никто более без разшения Кагала более ничего не может делать.
2) такие как вы разумеется СЕБЯ никак не относят к будущим жертвам этой Тоталитарной системы, хотя именно Вы и пострадаете.
такие как вы думают на хохлятский манер, "а меня за шо?"..
надо людей Поделить - одних Грабить, а меня Нет.. у них Отнять и Мне их имущество Передать - так Мне кажется будет "социально справедливо"...
то есть "все взять и поделить".
Кагал вас всемерно поддержит - это ведь Создает Им Власть на д Всеми.
понимаете вы то что вы пишите или нет.. Факта не меняет.