Чтобы хорошо жить, не надо быть мелочными

В делегации немецких представителей крупных фирм, производящих сельскохозяйственную технику, приехавших в Ростов из земли Северный Рейн-Вестфалия, хорошим знанием русского языка отличался Виктор Бруксман из компании "Амазон". Оказалось, он родился и вырос в Казахстане, работал в селе в Кустанайской области, а тринадцать лет назад переехал в Германию, сделал карьеру. Говорил о проблемах нашего села не просто со знанием дела, с глубоким интересом. К нему и обратилась с вопросами: по какому пути развивается сельское хозяйство Германии, может ли российский фермер стать конкурентом немецкому?
- Когда объединились две Германии, то разные уклады жизни села очень бросались в глаза. Хозяйства, которые до сих пор сохранились в восточных районах, называют Красными баронами. Потому что у них очень много земли - по две-три тысячи гектаров. На западе фермер имеет в собственности, по большей части, гектар земли. Остальную он арендует. Земельных споров практически нет, потому что все давно поделено, все было записано в кадастровой книге за фамилией каждого крестьянина. Все земли, леса и поля у нас частные. Земля очень дорогая, и потому продается крайне редко.
В России сейчас легче выжить крупному хозяйству. У нас же спокойно работают даже те фермеры, которые имеют семьдесят - сто гектаров пашни. Такие хозяйства считаются, между прочим, на западе крупными.
- Каким же образом при таких площадях соблюдается севооборот?
- Такого вопроса наши фермеры не поймут. Потому что никто никакого севооборота не соблюдает. Каждый фермер просчитывает, какую продукцию ему выгоднее всего удастся продать в следующем году, на что возрастет спрос, а не какой культуре пришел черед быть высаженной на конкретном поле. Ими движет только возможность получения наибольшей прибыли. Допустим, фермер решил, что в следующем году будет спрос на сахар. Значит, он планирует сажать сахарную свеклу, заранее заключает договор с сахарным заводом, он знает, какого класса продукцию и по какой цене у него примет этот завод. Он точно знает, сколько продукции он сможет продать, сколько оставит себе. Если и на следующий год будет такая же ситуация, то он опять посадит сахарную свеклу, но не сою или еще что-то. А чтобы земля не истощалась и родила каждый год, применяются качественные удобрения, причем в необходимых количествах, специальная обработка почвы.В Германии 26 процентов пашни возделывается без плуга, специальными плоскорезами.
- Российский фермер просто бредит дотациями, которые получают от государства фермеры на Западе. Не преувеличиваем ли мы их значение для развития села?
- Дотаций счень много, дотации - серьезные. Они работают как система, регулирующая баланс между затратами и полученными доходами. Допустим, фермер применяет более дорогие, но зато экологически чистые, совершенно безвредные для окружающей среды средства защиты растений. За такой подход - получи дотацию. Произвел ты ровно необходимое количество продукции, причем заданного качества, тебя опять же ждет поощрение. Государство дотирует и покупку горючего, необходимого для производства запланированной продукции.
- Выходит, все земли частные, а дотирует крестьян - государство?
- Да, ведь тем самым оно защищает сложившуюся систему, уклад сельской жизни. И, если хотите, самих селян. Я недавно побывал в том хозяйстве, где начинал работать механизатором. Спрашиваю, а где сейчас мои коллеги - трактористы, комбайнеры? Большинства уже нет в живых. А ведь они - мои ровесники. Потому у механизатора короткий век, что там, где техника работает на износ, там на износ работают и люди.
- Часто ли сельхозпредприятия становятся банкротами?
- Такое происходит, когда фермеры в том возрасте, что сами не могут обрабатывать землю, а дети не хотят менять образ жизни, не хотят им помогать. Ведь у нас практически все фермерские хозяйства состоят из двух человек: муж работает в поле, на винограднике или в саду, а жена управляется с домашним хозяйством - птицей, доит коров или ухаживает за свиноматками. Традиционная ферма - 100 гектаров земли: 20 - под картофелем, 20 - под свеклой, 20 - под ячменем, 20 - засеяно травами, 20 - пшеницей. На свинарнике - 100 свиноматок и 400 поросят на откорме. С большим объемом семья из двух человек не справится.
- Наши фермеры в таких случаях нанимают работников. И уже есть такие, что имеют до десяти - двадцати рабочих.
- У нас нанять работника очень дорого. Это даже невыгодно. Между прочим, и трактор, и комбайн - тоже дорогое удовольствие. Потому сельхозтехнику большинство наших фермеров покупают только подержанную, причем вскладчину. Несколько хозяйств объединяются не только для покупки техники, но и для работы. К примеру, купили опрыскиватель. Он стоит на хозяйственном дворе, обычно у самого молодого фермера. Он этой техникой и обрабатывает земли всех членов кооператива. Комбайн - у другого фермера. Он следит за его исправностью и отвечает за уборку. Даже картофелехранилище строят одно на всех соседей. И нет конфликтов из-за того, что кому-то первому, кому-то второму провели обработку полей или уборку. Не зря говорят, чтобы нормально жить, не надо быть мелочными.
- За тринадцать лет жизни на исторической родине какое у вас сложилось отношение к немцам как к нации? Вы их полюбили?
- Я их уважаю. Мы как привыкли? (Виктор, говоря о русских, до сих пор частенько употребляет слово "мы".
- Авт.) Не ладится работа, сразу ищем: кто виноват? Начинается разбор полетов. У них все решается "холодным умом". Проанализировали ошибки, просчеты, сделали выводы, спокойно работают дальше. Мне это качество очень нравится.
- Немецкие компании сегодня активно сотрудничают с Россией, предлагают не только технику - высокие технологии. Но ведь таким образом вы растите себе конкурентов. У нас уже есть такие производители, которые всерьез думают о выходе на европейский, на мировой рынок. Удастся ли им это?
- Это очень трудно. Но качественные продукты всегда в цене и пользуются спросом. Нужно поменять кардинально технику, внедрить новые технологии. И это у многих получается. Ведь еще пять лет назад на полях той же Ростовской области были единицы новейших комбайнов, их было просто невозможно купить из-за отсутствия средств у производителя. Тогда появился трастовый лизинг, потом областной лизинг, потом кредиты - федеральные, областные. Думаю, что каждый кропотливый и грамотно организованный процесс даст свои плоды.
Комментарии читателей Оставить комментарий