КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ?

В 1996 году в российские кошельки вернулась старая добрая копейка. Правда, так она там и болтается без дела. Ценники “с копейками” встречаются разве что только в местах оптовых продаж. Реально что-то купить на одну копейку невозможно.
У меня, как и у многих моих соотечественников, за год накопилась целая ваза 5-, 10- и 50-копеечных монеток. Пересчитав их, я невольно ужаснулась: почти 200 рублей просто-напросто выпали из моего скромного бюджета. И если вряд ли кто наклонится поднять 10 копеек, валяющиеся на дороге, то 200 рублей кое-какую ценнность все-таки представляют. Вот поэтому я решила незамедлительно пустить скопившуюся мелочовку в оборот.Как показал опыт, количество мест, где я могла бы потратить свои “бешеные” деньги, оказалось ограниченным: общественный транспорт, киоски, где продают дешевые товары не дороже 20 рублей, ну, конечно, места, куда приходится забегать по естественным нуждам.
Первой жертвой моего эксперимента стала кондуктор троллейбуса 10-го маршрута. Увидев в моей руке горсть 5- и 10-копеечных монет, она стала горячо протестовать: “И что это? Что мне с этой “медью” делать?!” На это я отвечала примерно следующее: “Это деньги!”. Спор для кондуктора оказался, видимо, принципиальным: она ворчала и причитала до моего выхода из троллейбуса, но монеты все-таки взяла.
Вышла я на “Комсомольской” и направилась на станцию скоростного трамвая. Вот здесь и возникли первые серьезные препятствия: кассир напрочь отказалась принимать копейки, кричала, что будет жаловаться и что (самая страшная угроза!) меня она запомнила в лицо. Пришлось долго и упорно ей объяснять, что других денег у меня нет, что тут ровным счетом 4 рубля и что нет никакой разницы, какими монетами платить. Кассирша сдала свои позиции, но потом еще долго ругалась мне вслед и бурно обсуждала происшествие с контролером.
Покатавшись вдоволь на трамвае, я решила повернуть обратно в центр. Ехала все на том же трамвае, правда, кондуктор была, видимо, очень уставшей: женщина безропотно приняла мои монеты.
Путь я держала в кинотеатр “Волга”. Но посмотреть фильм мне не удалось: слишком много времени оставалось до его начала. Так что я решила “вложить” часть своего бесценного капитала на поход в туалет. Кассир без лишних слов вытащила из-за стола банку, наполненную до краев копейками, сказав: “У меня их и без вас полно. Куда мне их потом девать? Их же не берет никто!” И я решила ее пощадить.
Тут мне пришла мысль купить жевательную резинку. Меня разжалобили истории продавцов о вечном отсутствии сдачи, и я решила “помочь” нашим киоскерам с мелочью. Но опять столкнулась с протестом: “У меня этого добра в избытке”. Ну, на нет и суда нет.
Я продолжила свой эксперимент на следующий день. Первым “счастливцем” оказалась продавщица в магазине “Удобный” на Двинской. Она взяла с меня около 50 рублей (!) копейками. Более того, продавщица абсолютно не протестовала, а после долгих подсчетов с улыбкой добавила: “Приходите еще”. Это был, пожалуй, единственный случай за весь эксперимент, когда копейку посчитали за деньги.
Все остальные попытки “впарить” мелочь удавались с огромным трудом. Наш эксперимент показал, что родная российская копейка съедена инфляцией и давно не воспринимается населением как деньги. И если цент, сентаво, пфенниг и шиллинг в своих родных странах ценны и признаны, то копейка существует, видимо, лишь номинально.
КОМУ ОНА НУЖНА, ЭТА КОПЕЙКА?
Эксперимент, проведенный корреспондентом, обозначил серьезную проблему.
С одной стороны, планируется укрупнение дензнаков (в планах Минфина введение пятитысячной банкноты), с другой — из обращения практически исчезает мелочь.
Никто не хочет принимать эти блестящие чешуйки, наши копеечки и пятачки.
Это верный признак того, что темпы ее величества Инфляции значительно выше правительственных данных.
Любопытный факт: она не такая уж и дешевая, наша копейка. Себестоимость производства однокопеечной монетки составляет... 13 копеек. Так-то вот!
Комментарии читателей Оставить комментарий