СТРАННАЯ ОПГ

Правоохранительными органами Белокалитвинского района пресечена деятельность опасной организованной преступной группировки, члены которой уже предстали перед судом. По этому случаю, наверное, уже можно ставить галочку, рапортовать и бить в фанфары – не каждый день и даже не каждый год в «сетях» милиции и прокуратуры провинциального города оказывается такой вот богатый «улов» - настоящая ОПГ! ОПГ, конечно, но очень странная. И видел бы кто эту ОПГ – две женщины пожилого возраста вполне мирных профессий, да 41-летний руководитель предприятия «Белокалитвинский молпродукт». А теперь уже – бывший руководитель бывшего предприятия Виктор Семенович Крикун. И вся беда его в том, что в 2001 году он, на свою голову, осмелился взвалить на себя груз ответственности не только за свое предприятие, но и за разваливавшийся у всех на глазах СХПК «Восход».
Если вспомнить 2001 год, то одной из характерных примет самого начала третьего тысячелетия в сфере экономики страны было банкротство предприятий. И особенно в сельском хозяйстве: бывшие колхозы и совхозы один за другим прекращали свое существование или за гроши переходили в третьи руки. Такая же участь грозила и сельхозкооперативу «Восход» хутора Поцелуев Белокалитвинского района. Это сегодня, благодаря президенту, на животноводство обратили внимание и взялись за его развитие на государственном уровне. А пять лет назад животноводческие хозяйства, что называется, «доходили» до полного упадка. Упал бы и «Восход», если бы не инициатива администрации Белокалитвинского района. Руководство района хорошо понимало, как обострится социальная напряженность в хуторе Поцелуев, если сельхозкооператив - единственное место работы его жителей - просто прекратит свое существование. Поэтому руководителю предприятия «Белокалитвинский молпродукт» В.Крикуну администрацией было предложено возглавить новое предприятие ООО «Молагро» на основе двух объединенных. Даже если следовать обычной логике – такое решение было единственным выходом из тупиковой ситуации для пайщиков «Восхода» и для предприятия «Белокалитвинский молпродукт», испытывавшем на тот момент все большие трудности с закупками молока. Экономически выгодно было это и с точки зрения разумного хозяйствования: два предприятия, заготовитель и переработчик молока замыкались в единый производственный цикл. Знал бы Виктор Семенович Крикун, чем впоследствии обернется для него эта выгода!
На общем собрании пайщики СХПК «Восход» решили все имущество кооператива передать на баланс «Молагро», а сами все до одного перешли туда работать.
В «Восходе» было на тот момент 103 головы крупного рогатого скота. По сути, если не передать их в новое предприятие, значит – бросить скот умирать с голоду. Естественно, перешло в «Молагро» и другое «восходовское» имущество: здания коровников и свинарников, тракторы, комбайны, автомашины и проч. Причем все было поставлено на баланс, проведено, как и положено по документам. Были заплачены налоги и выплаты кредиторам в сумме почти 460 тысяч рублей. По оценке экспертов, все полученное «Молагро» «восходовское» имущество реально стоило на 121 тысячу рублей меньше!
Итак, два предприятия, объединившись в третье, начали работать. И дело неплохо пошло. Уже осенью было куплено племенное поголовье коров, восстановлены все корпуса коровников, организован летний баз. Правда, не уродилась на 800 га кукуруза в 2001 году, добавил убытков и неурожай 2003 года. Все это сильно подорвало экономику ООО «Молагро». Естественно, что руководитель В.Крикун был вынужден искать средства, брать в банках кредиты. Все помнят, какие тогда были грабительские для предприятий процентные ставки!
В 2004 году решением Арбитражного суда «Восход» был признан банкротом и туда был назначен конкурсный управляющий. С этого момента вся эта история вдруг принимает неожиданный оборот и развивается почему-то по криминальному сценарию.
Объединение двух предприятий в третье было объявлено преступлением, совершенным в сговоре группой лиц в составе В.Крикуна, его заместителя Е.Семиглазовой и главного бухгалтера Н.Поздняковой с целью хищения имущества, принадлежащего СХПК «Восход».
Если верить 50-страничному обвинительному заключению, «члены организованной преступной группировки» совершали преступления весьма и весьма странным образом: «похищали» имущество в СХПК «Восход» и тут же его ставили на баланс в ООО «Молагро». Какую при этом так называемая ОПГ поимела выгоду – остается неизвестным.
Злополучные 103 головы крупного рогатого скота конкурсный управляющий потребовал вернуть обратно, начисто забыв, что в течение трех лет животных в «Молагро» кормили и содержали, затрачивали корма и труд, выплачивали работникам за это заработную плату. Наконец, животных резали на мясо, чтобы кормить механизаторов в уборочную страду. По крайней мере, на каждую голову животного имеется документ: какое пало, какое обменяли, какое зарезали и съели.
Согласно составленному акту о передаче животных во временное пользование «Молагро», животных должны вернуть в «Восход», если тот возобновит работу или будет признан банкротом. В нем также оговорено, что «Молагро» возвращает животных либо в натуре, либо в стоимостном выражении. Конкурсный управляющий, когда ему отказали в возврате животных, должен был подать в Арбитражный суд и там решать вопрос гражданско-правовых отношений. Вместо этого он обратился в милицию с заявлением о возбуждении уголовного дела.
Заместитель главы администрации Белокалитвинского района, начальник управления сельского хозяйства А.С.Матвеев:
- Вся эта история происходила на моих глазах, и я не могу равнодушно молчать. Прокуратура запросила для Крикуна 12 лет, а женщинам – по 11 лет лишения свободы за то, что они якобы создали организованную преступную группировку с целью хищения и обогащения. Какого обогащения? Если бы посмотреть, как они живут и сфотографировать! У них что, виллы с бассейнами на Канарах? Это дикость! Это полнейший абсурд! О каком сговоре и о какой преступной группировке может идти речь, если идея создания ООО «Молагро» принадлежит администрации района? Это мы предложили Крикуну его возглавить и даже уговаривали его согласиться. Тогда пусть осмелятся обвинить администрацию в создании ОПГ! Ева Петровна Семиглазова была у Крикуна заместителем. Она всю жизнь проработала заведующей огородом в «Восходе». Замечательный человек. Это ей пайщики доверили возглавить кооператив, когда он стал разваливаться. Однажды я приехал к ним в хозяйство в половине третьего ночи. Ева Петровна вместе с Виктором Семеновичем в поле. Я говорю: «Ведь вы женщина, поздно уже, пора домой». А она: «Так урожай бывает раз в году». Вот – ее характеристика. А Крикун - какой он преступник? Сидит в клетке на суде, я подходил к нему, а он спрашивает, какая в районе урожайность. Вы представляете! Семь месяцев в тюрьме, но она его еще, слава Богу, не сломила.
По передаче скота хочу сказать следующее. Есть акт о передаче, но на нем нет печати «восходовской» Если бы они были аферистами, они поехали бы в Ростов и в течение двух часов сделали бы любую печать. Я в суде говорил: нет печати, но есть же свидетели. Люди из «Восхода» перешли в полном составе в «Молагро», а коровы бы остались на произвол? И надо было скот бросить, тогда бы он сдох. А на Е.Семиглазовой не лежала бы сейчас ответственность. Чей скот? – бесхозный. Но люди сделали по-другому: забрали животных в «Молагро», кормили их, поили. Но вот русское авось: кто же знал, что ежемесячно нужно было «Восходу» выставлять счета за содержание животных? Никто об этом тогда и не думал. А конкурсный управляющий, когда пришел, изъял всю документацию, потом передал в милицию.
Кстати, в ходе судебных слушаний обвиняемый В.Крикун ходатайствовал о вызове в суд конкурсного управляющего. Судья сначала удовлетворила ходатайство. Но конкурсный управляющий несколько раз в суд не явился. И тогда судья своим волевым решением отказала в его дальнейшем вызове в суд, в том числе принудительно, чем нарушила не только право Крикуна на вызов свидетеля в суд, но и закон, гарантирующий это право.
До настоящего времени неизвестна конкурсная масса (все, что имелось) СХПК «Восход» на момент прихода конкурсного управляющего. И есть весьма обоснованные предположения, что часть зданий бывшего «Восхода» конкурсным управляющим продана. И в то же время они в обвинительном заключении числятся в числе «похищенных» членами так называемой ОПГ. Вообще, как можно украсть здание – абсолютно не понятно.
Много неясного и в цифрах ущерба, якобы причиненного СХПК «членами преступной группировки», ведь ни в ходе следствия, ни в процессе судебного слушания не было сделано ни одной финансово-экономической экспертизы. Имущество «Восхода» ставили на баланс в «Молагро», значит, затрачивали на его содержание финансовые средства. Какие, сколько – никто не может сказать. Взять хотя бы коров. Во сколько их содержание обошлось «Молагро» за 3 года? Возможно, в несколько раз больше, чем их общая стоимость. Тогда о каком хищении вообще может идти речь?
Адвокат обвиняемого В.Крикуна, выступая в суде в его защиту, посчитала, что следствие проведено неполно и необъективно, что выводы следствия, изложенные в обвинительном заключении, не соответствую фактическим обстоятельствам дела и что следствием неправильно применен Уголовный кодекс. Стороной защиты было также заявлено, что следствием не представлено ни одного эпизода или факта безвозмездного обращения В.Крикуном в свою собственность какого бы то ни было имущества. И этот довод – не единственный в пользу того, что в действиях В.Крикуна и других подсудимых отсутствует состав преступления, предусмотренный ст.160 УК РФ (хищение чужого имущества в особо крупном размере).
Суд по делу В.Крикуна длится уже более полугода и все это время главный обвиняемый находится под стражей. В неоднократных ходатайствах адвоката изменить для него меру пресечения и выпустить под залог суд отказал, признавая тем самым его социальную опасность. В чем же социальная опасность бывшего руководителя В.Крикуна? Он что, может повлиять на ход судебного процесса? Интересно, каким образом, если все свидетели в суде уже давно допрошены?
Две другие обвиняемые Е.Семиглазова и Н.Позднякова находятся под подпиской о невыезде, но в настоящее время серьезно больны и лечатся в ЦРБ. Из-за этого вынесение приговора по делу отложено на неопределенный срок.
Сейчас ситуация в стране в сельском хозяйстве кардинально другая, нежели в 2001 году. И если бы сегодня В.Крикун делал то, за что его обвиняют, ей Богу, его усилия по созданию сельскохозяйственно-перерабатывающего комплекса, по поддержке животноводства как нельзя лучше вписались бы в национальный приоритетный проект по развитию АПК и были бы общепризнанны. И как же понимать то, что вопреки нормальной человеческой логике руководитель-хозяйственник превратился в преступника?
Елена Фролина
Белокалитвинский район
Комментарии читателей Оставить комментарий