Российский долговой рынок требует серьезных структурных преобразований

Участники-эксперты в основном поддерживают долговую стратегию, которую недавно представило Министерство финансов России, но отмечают при этом, что если государство не займется серьезными структурными преобразованиями на долговом рынке, то ему будет достаточно тяжело привлечь нужный объем средств.
При этом, отмечают эксперты, государственный долг России будет довольно быстро расти в ближайшие годы, и к концу 2014-го года составит приблизительно 12 триллионов рублей (или 17% отечественного ВВП — говорят в Министерстве финансов). Планы Минфина, скорее всего, будут реализованы, даже несмотря на то, что конъюнктура долгового рынка страны на сегодняшний день сложна и неопределенна, отмечают участники онлайн-конференции. Роман Дзугаев, аналитик НБ «Траст» отмечает, что реализация данного плана, исходя из прогнозных цифр дефицита госбюджета в 2012-2014 годах, предполагает увеличение объема рынка облигаций федерального займа с текущих 2,7 трлн. до 4,7 трлн. рублей. И для такого увеличения рынка нужны структурные преобразования, которые поддерживаются ведомством, и Минфин их уже озвучило и начинает осуществлять. При этом эксперт полагает, что одна только реализация возможности хранения и учета бумаг в международных депозитариях может существенно повысить долю нерезидентов в ОФЗ.
Так же позитивно оценивает разработанную Министерством финансов «долговую стратегию» и Николай Подгузов, аналитик «ВТБ Капитала». Эксперт считает, что у Минфина чуть ли не впервые за последние годы есть конкретный план и четкое понимание того, что и как нужно делать и в какой последовательности. Конечно, объемы привлечения финансов могут быть откорректированы в соответствии с существующей конъюнктурой рынка, но хорошо уже само решение министерства выбрать внутренний, а не внешний долг основным источником финансирования дефицита, и, кроме того, сделать этот инструмент работающим и эффективным.
Но в то же время некоторые участники Финамовской конференции довольно скептически относятся к планируемым перспективам реализации планов Минфина по развитию российского долгового рынка. Заявления министерства в части дефицита бюджета и агрессивной долговой политики в плане заимствований можно понять, объясняет свою позицию Андрей Бершадский, управляющий портфелем облигаций «УК Pioneer Investments», ведь министерство, говоря о своих весьма амбициозных целях по размеру займов и плановому дефициту бюджета, как бы «дает сигнал остальным участникам процесса принятия государственных решений: ситуация ухудшается, зависимость государственных финансов от нефтяных доходов растет, расходы становятся «не по карману». Поэтому, считает эксперт, не следует ожидать реализации заявленной Минфином долговой политики в реальности — вернее будет рассматривать эти планы в контексте общей бюджетной стратегии России и экономической политики страны в целом. С коллегой соглашается Ольга Ефремова, начальник отдела анализа долговых рынков «Номос-Банка», которая склонна связывать эффективность реализации «долговой стратегии» с состоянием глобальной экономики и конъюнктурой финансовых рынков. «Увеличение масштабов долга объяснимо, - говорит эксперт, – надо финансировать бюджетный дефицит и разного рода инфраструктурные и прочие «имиджевые» проекты. Безусловно, без преобразования инфраструктуры увеличить объемы привлечения уже в следующем году почти на 50% относительно текущего года – нереально». Поэтому если есть идея занимать и формировать по-настоящему цивилизованный долговой рынок, будет нужна еще одна «стратегия», которая, скорее всего, появится в обозримом будущем.
Комментарии читателей Оставить комментарий