Существует ли архитектурный рэкет?

О реконструкции жилых домов первых массовых серий, о градостроительном будущем Великого Устюга, о новых строительных технологиях и о многом-многом другом поведал журналистам главный архитектор области Леонид Рагутский, ставший в минувшую среду очередным гостем красносеверского пресс-клуба.
По словам Леонида Николаевича, сейчас в разработке находятся генпланы развития 12 муниципальных образований. Работа над новыми градостроительными концепциями для Шексны, Кадуя и Устья практически завершена. А вот составление генпланов других райцентров из-за скудного финансирования замедлилось. В Великом Устюге же работа над проектом практически "заморожена".
Между тем именно град на Сухоне, как никто другой, нуждается в новом генплане. Старый, разработанный еще в середине 80-х годов, предусматривал застройку на заведомо подтопляемых территориях. Тогда планировалось, что защитить низинные кварталы от паводка удастся с помощью специальных дамб. Но ни одной из них так и не построили и, видимо, уже не построят. Поэтому было принято решение, что отныне Устюг будет развиваться дискретно: новые дома станут строить в разных концах города. Кварталы индивидуальных коттеджей появятся на другом берегу Сухоны - в районе Дымковской слободы и поселка Новатор. Под многоквартирные дома определены площади на северо-западной окраине города и в районе аэропорта.
Касаясь дальнейшей судьбы первых домов массовых серий, Л. Рагутский признал, что наиболее остро эта проблема стоит в Череповце. Там осталось 103 дома печально известной в архитекторских кругах 335-й серии. Многие из этих бескаркасных зданий обветшали и требуют реконструкции. Пойти по пути Москвы, которая просто сносит отслужившие свой век "хрущевки" и строит на их месте современное жилье, Вологодчина не может: денег на это нет. Три 335-х дома в Череповце попытались модернизировать: подвели искусственный каркас. Затраты получились огромными, а отдача мизерной. Качество жилья от этого не улучшилось. Поэтому сейчас рассматриваются другие варианты по реконструкции таких домов.
Менее глобальным, но весьма актуальным для жильцов нижних этажей многоквартирных домов остается вопрос о самодельных балконах. В принципе, подобное благоустройство "нижних" квартир имеет право на существование. Но только в том случае, если жильцы первого этажа оформят коллективную заявку и подрядным методом пристроят балконы по всему периметру здания. А вот существующую в Вологде практику сооружения одиночных балконов
Л.Н. Рагутский называет порочной и считает, что тем самым местные власти "выпустили джина из бутылки". Предполагалось, что контролировать возведение балконов на первых и вторых этажах станет городская архитектура, но на деле весь этот процесс идет чуть ли не самотеком.
В продолжение темы о вологодских градостроительных реалиях журналисты поинтересовались мнением Рагутского о так называемом узаконенном архитектурном рэкете. Якобы, когда заказчики приходят в городское управление архитектуры и градостроительства и просят разрешение на строительство дома, им отвечают примерно так: хорошо, мы выделим вам участок и дадим все разрешительные бумаги, но проект (а это очень денежная вещь) будем делать тоже мы.
Леонид Рагутский ответил, что он уже "слышит об этом не в первый раз", но пока о подобных фактах ему известно только на словах. Конкретные примеры узаконенного вымогательства со стороны городских архитекторов нигде не зафиксированы. Правда, наш собеседник честно признал, что в городском управлении архитектуры и градостроительства давно "назрел кадровый вопрос". Но решить его своими силами он не в состоянии. Назначением городских и районных архитекторов ведают муниципальные власти, а они, в силу ряда причин, держатся за старые, но проверенные кадры.
Рассказывая о будущем магистральной улицы Чернышевского в Вологде, Леонид Рагутский отметил, что по его информации, уже в нынешнем году она должна быть реконструирована по типу "парадной" улицы Герцена. Предполагается усовершенствовать дорожное полотно и пешеходные тротуары, обновить бордюрные камни, установить современные светильники и, возможно, провести работы по озеленению. А вот старые планы снести часть деревянных жилых домов и тем самым спрямить дорогу реализовываться не будут. В связи со строительством окружного шоссе надобность в значительном расширении проезжей части на Чернышевского потеряла прежнюю актуальность.
Достаточно откровенно Л.Н. Рагутский изложил свои мысли (которые, возможно, покажутся кому-то спорными) и по поводу сохранности старинных деревянных домов в центральной части Вологды. Сейчас они находятся в ведении дирекции по охране памятников истории и культуры. Но у нее зачастую не хватает средств даже на то, чтобы установить на здании табличку: этот дом охраняется государством. Однако передавать кому-либо такие дома руководители дирекции категорически отказываются.
- Почему Великий Устюг сохранился в первозданном виде? - задавался риторическим вопросом Л. Рагутский. - Да только потому, что за исключением четырех домов все остальные были частными. А портить или поджигать свое жилье может лишь больной на голову человек. Вот поэтому-то мы и подготовили свои предложения по передаче деревянных зданий, не представляющих общегосударственной ценности, в частные руки. Но в дирекции об этом не хотят даже слышать. Как итог - сейчас в категории исторических числится около 300 вологодских зданий, во многих из которых давно нет жильцов, потому что дома находятся в плачевном состоянии. А брошенные строения, как известно, долго не живут. И ежегодно 10-12 таких домов сгорают в огне пожаров.
Комментарии читателей Оставить комментарий