Хочешь пенсию - поработай вышибалой

На маленькой кухне Валентины Самошкиной, инженера-конструктора завода тепловозных двигателей, страсти кипели нешуточные: "Нет, вы представляете? Я всю жизнь на заводе проработала, а мне в Пенсионном фонде говорят - у вас будет базовая пенсия, потому то завод последние шесть лет не платил налогов. Вам нужно судиться с администрацией".
К моему приходу хозяйка собрала у себя "инициативную группу" из четырех подруг и пообещала привести "вообще всех, если нужно". На пенсию в этом году уходят с БМЗ четыреста человек, и все они перестали спать спокойно, услышав, что по новому пенсионному закону, который вступил в силу 1 января 2002 года, пенсия им грозит минимальная - 660 рублей.
ВСЕ ДЕЛО В ПРИСТАВКЕ
Вкратце суть дела такова. Согласно новому закону, пенсия гражданина должна складываться из трех частей: базовой - она финансируется государством, индексируется дважды в год в соответствии с уровнем инфляции и не связана с отчислением налогов; страховой, которая сейчас назначается условными расчетами, а в будущем должна определяться, исходя из суммы перечислений работодателя на пенсионный счет работника - то есть чем больше денег на счету, тем больше пенсия; и накопительной - она складывается из того, что сам работник будет перечислять на свой счет.
Третья часть - это пока дело будущего, сыр-бор разгорелся из-за так называемой страховой пенсии: вот про нее-то Валентине Самошкиной и сказали в Пенсионном фонде, что раз завод не перечислял налог, то и останется у нее из всей пенсии только базовый компонент.
"Понимаете, какая хитрость! - горячилась коллега Валентины Самошкиной Наталья Хадыкина. - Раньше как считалось: если зарплату мне заплатили, значит, и налог начислили. А теперь в законе написано: налог должен быть ПЕРЕчислен. В этом-то все и дело: зарплату платили, а в Пенсионный фонд завод ничего не перечислял. Одна приставка поменялась - а нам из-за этого не будет пенсии".
На самом деле Валентину Самошкину, которая должна получать пенсию с февраля (документы оформляются несколько месяцев, так что принесут ей ее не раньше мая - пока она продолжает работать), изменения законодательства практически не коснутся. Ей насчитают пенсию по-старому, учтя весь стаж до 1 января 2002 года. Единственная проблема: для определения пенсионного коэффициента (который зависит от соотношения зарплаты работника к средней по стране) можно использовать или зарплату в течение любых пяти лет подряд из стажа, или двух последних. Валентину Самошкину устроил бы второй вариант - в последние годы зарплата на заводе, несмотря на все проблемы, была довольно высокой. Но из-за отсутствия перечислений в ПФ в эти годы использовать их для расчет пенсии она не сможет, и поэтому максимальный коэффициент у нее вряд ли получится.
Гораздо более серьезные проблемы ждут в связи с новым законом тех, кто будет уходить на пенсию позже - и чем дальше, тем больше. Поэтому вокруг "истории с приставками" поднялось так много шума. Тем более, что внятно объяснить ситуацию оказалось некому.
ИСТИНА ГДЕ-ТО РЯДОМ
С подробностями нового закона, похоже, пока не очень хорошо знакомы даже в Пенсионном фонде. Управляющий Брянским отделением ПФ Олег Клюев твердо заявил с разговоре с корреспондентом, что насчет минимальной пенсии рабочие зря беспокоятся - такого не может быть. А о том, как на самом деле будут начислять пенсию тем, кто уходит сейчас с завода, посоветовал узнать в Бежицком отделении ПФ: "Там вам все объяснят".
Звоню в Бежицкое отделение. Заместитель начальника Людмила Леонова при мне долго советуется с коллегами и говорит, что вопрос очень сложный, закон только вышел, и тут надо разобраться. При этом и Валентине Самошкиной, и всем ее подругам в районном отделении уверенно заявили, что из всей пенсии им останется только базовый компонент, и даже посоветовали судиться. Напоминаю об этом - на другом конце провода тяжело вздыхают: "Вы бы лучше управляющему нашему позвонили..."
В результате все это выглядит так, как если бы чиновники ПФ решили на всякий случай просто попугать собравшихся на пенсию рабочих - вдруг это поможет "вытрясти" деньги с самого крупного неплательщика налогов в области.
Ситуация, в которой оказались рабочие БМЗ, вообще весьма показательна - как пример того, почему "опасно" работать на большом предприятии, о котором есть кому позаботиться, а не в маленькой фирме, за всеми платежами которой строго следят налоговики. Если бы, например, налоги в Пенсионный фонд "забыла", не захотела или не смогла перечислить редакция "БВ", то к нам на следующий день пришли бы из налоговой инспекции, проверили всю отчетность, заставили заплатить необходимую сумму и еще бы штраф начислили. А интересы БМЗ было кому отстаивать: как известно, областная администрация достаточно долго придерживалась той позиции, что не надо мешать заводу работать, требуя с него возвращения долгов, и всячески сдерживала активность кредиторов. А если можно не платить - то зачем платить?..
Терпение областной администрации кончилось только осенью, когда в отношении сначала пяти дочерних предприятий, а затем и самого ОАО "БМЗ" была начата процедура банкротства. "БВ" писало о том, что фактические владельцы завода - московская фирма "Галлс" - выступали против такого решения и даже обвинили областные власти в умышленном банкротстве, утверждая, что предприятие в состоянии платить текущие платежи, однако менеджеры БМЗ сознательно этого не делают. Как бы то ни было, администрация области сказала свое слово в этом деле, и теперь кредиторы хотят вернуть себе долги, накопившиеся за несколько лет. В их числе - и Пенсионный фонд, задолженность БМЗ которому на 1 января прошлого года составляла 50 миллионов рублей, не считая пени и штрафов.
ВОПРОС РЕШАЕТСЯ
Что делать в этой ситуации рабочим, которым Пенсионный фонд отказывается начислять положенную пенсию? Юрист Правозащитного центра Евгений Панченко считает, что они должны судиться не с администрацией завода, а с Пенсионным фондом: "Рабочие не могут отвечать за то, что завод не перечислял налогов - это обязанность работодателя. А обязанность Пенсионного фонда - собирать налоги. Вот пусть ПФ и требует погашения долга всеми доступными средствами, в том числе в судебном порядке".
Исполнительный директор БМЗ Анатолий Задорожный в течение недели времени даже на телефонный разговор с корреспондентом не нашел. В профкоме и бухгалтерии завода заверили, что вопрос решается: администрация завода ведет переговоры с ПФ и предложила компромиссный вариант - перечислить пока деньги только за тех четыреста человек, которые уходят на пенсию в этом году. Однако в Пенсионном фонде такой вариант считают неприемлемым: во-первых, это невозможно чисто технически - все поступающие деньги автоматически распределяются по всем индивидуальным счетам, а во-вторых, это все равно не решает проблемы - что делать с теми, кто будет уходить на пенсию через год, через два, через пять лет?..
"Инициативная группа" Валентины Самошкиной тем временем продолжает действовать самостоятельно. Они написали и распространили по всем цехам обращение к директору Задорожному с просьбой прояснить ситуацию - под ним стоят уже несколько сотен подписей. Отнесли заявление в Бежицкую прокуратуру: там его приняли и попросили принести еще зарегистрированное письмо в ПФ о том, что рабочие просят руководство фонда начать судебный процесс против администрации завода. И даже скинулись на билеты, отправив на прошлой неделе гонца в Москву: сначала хотели обойтись Шандыбиным ("Он скандалы любит, пусть покричит"), а потом решили добраться непосредственно до столичных чиновников. "Гонец" Татьяна Ларина справилась за два дня и отдала письма в приемные Госдумы, Совета Федерации и Минтруда.
Ответы должны прийти через месяц...
Комментарии читателей Оставить комментарий