Орхан Памук оправдан стамбульским судом

Не так давно писатель Орхан Памук, обвинявшийся в «нанесении морального ущерба турецкой нации», был оправдан стамбульским судом. Ждать этого вердикта пришлось долго, и ни у кого нет сомнений, что всемирно известного писателя оправдали исключительно из высших политических соображений. Хочется написать «под давлением мировой общественности», потому что на защиту Памука поднялись и Габриель Гарсия Маркес, и Гюнтер Грасс, и влиятельные правозащитные организации – но это было бы неправдой. Турецкие власти благополучно игнорировали все протесты, пока защитники Памука не увязали его дело с переговорами о присоединении Турции к Европейскому союзу. Процесс над писателем явно нарушал Европейскую конвенцию по правам человека, и, поскольку влияние сторонников «европейского пути» Турции возобладало, власти в случае Памука отыграли назад.
В Турции, однако, много других писателей, а также историков, журналистов и прочих гуманитариев, не отличающихся восторженным образом мыслей.
Почти одновременно с известием об оправдании Орхана Памука английская газета «The Guardian» сообщила о возбуждении дела против популярнейшей турецкой писательницы Элиф Шафак. Обвинение стандартное: «оскорбление тюркизма».
Писательнице грозит трехлетний тюремный срок, но, как говорит она сама, дело не в приговоре, который вполне может оказаться и оправдательным, а в самом процессе, долгом и изнурительном. За это время на подсудимого выливают потоки клеветы и грязи, в буквальном смысле житья не дают. Молодой женщине практически каждый день придется проходить сквозь строй агрессивно настроенных демонстрантов...
35-летнюю Элиф Шафак привлекли к суду ровно за то же самое, что и Памука. В своем романе «Стамбульский бастард» она осмелилась без всяких экивоков рассказать о злодеяниях, сопровождавших массовые депортации и уничтожение армянского населения Турции в годы Первой мировой войны. При этом обвинение строится не на непосредственных заявлениях самого автора, как это было в случае Памука, прямо заявившего в интервью швейцарской газете «Tages Anzeiger»: «Тридцать тысяч курдов и около миллиона армян были убиты на этих землях, и никто, кроме меня, не смеет об этом говорить». Нет, в книге Элиф Шафак все политически сомнительные заявления вложены в уста вымышленных персонажей. Обвинителей, воспользовавшихся 301-й статьей уголовного кодекса, вступившей в силу в минувшем году, однако, такое обстоятельство вовсе не смутило – во многом потому, что новый закон позволяет чрезвычайно широко трактовать «антитурецкие» высказывания. В настоящее время в стране более 60 человек привлечены к ответственности по этому закону.
История с книгой Элиф Шафак выявляет и еще одно немаловажное обстоятельство: турецкое общество сегодня расколото. Сам процесс начинается после того, как книга, опубликованная в марте этого года, разошлась в количестве 50 тыс. экземпляров – по турецким масштабам, супербестселлер. И публика приняла книгу на ура – были и встречи с читателями, и литературные чтения. Другое дело, что значительная часть общества никаких «вредных» книг знать не желает и точно знает, о чем и какими словами должен говорить писатель.
Книжное обозрение
Комментарии читателей Оставить комментарий