Священник Михаил (Прокопенко): «Чем грозит современная культура Православию?»

16:00 2.02.2009

Факты:Михаил Вячеславович Прокопенко — родился в 1976 году, окончил Московскую духовную семинарию, более десяти лет проработал в Отделе внешних церковных связей МП РПЦ. В настоящее

Факты:
Михаил Вячеславович Прокопенко — родился в 1976 году, окончил Московскую духовную семинарию, более десяти лет проработал в Отделе внешних церковных связей МП РПЦ. В настоящее время исполняет обязанности заведующего службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ. Священник, отец троих детей.

Культура современного общества, базирующаяся на ценностях консюмеризма и ничем не ограниченной тяги к удовольствию, приводит к кризису духовности, который имеет целый ряд далеко идущих последствий. По мнению заведующего службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священника Михаила (Прокопенко), существует целый ряд причин, порождающих вызовы православному мироощущению мира. Во-первых, это информационная перегруженность социального пространства. «В современном обществе на человека обрушивается огромный поток информации, причем обрушивается зачастую против воли самого человека. И значительная негативная часть этой информации является открытой проповедью греха». Вот почему Православие, по его мнению, должно стремиться всячески упрочить свою идентичность перед «лицом воинствующего секуляризма».

 

Отец Михаил считает, что не менее важно научиться жить в поликультурном обществе. Для россиян, которые в течение многих веков имеют такой опыт это, быть может, менее актуально. Зато очень важно для наших соотечественников, проживающих за рубежом. Не менее важным представляется вопрос о том, насколько христианское свидетельство может использовать язык и средства выражения современной культуры (в том числе молодежной) для проповеди христианских ценностей. Заведующий Службой коммуникации ОВСЦ МП не считает это неким отступлением от церковных канонов. «В любое время существования Церкви Христовой она всегда говорила с людьми на языке, внятном им». С другой стороны, возлагать на эти средства неоправданно большие надежды, по его мнению, также не стоит. Церковь не может себе позволить гнаться за модой. Потому что изменения в жизни происходят столь стремительно, что «не вполне понятно, какие тенденции в развитии того или иного вида искусства станут со временем определяющими».

 

В вопросе о том, может ли Православие считаться «государствообразующей религией», отец Михаил предлагает смотреть на вещи реально: «Православие уже внесло определяющий вклад в формирование национального самосознания и культурного наследия нашего народа. И этот вклад поистине огромен. Беглому взгляду подвластна лишь верхушка этого айсберга. На самом деле все: начиная с языка, на котором мы говорим, заканчивая политической культурой — все это сформировалось под непосредственным влиянием православной традиции. Другое дело, что есть люди, которые упорно отказываются это признавать». Священник Михаил (Прокопенко) называет таких людей «шумным меньшинством». По его мнению, наибольшую угрозу православному восприятию мира представляют даже не представители иных традиционных конфессий, а «воинствующий секуляризм»: «потому что люди, придерживающиеся религиозной традиции, на протяжении веков сосуществовали вместе на территории России. Они давно доказали свою способность жить в мире с представителями иных вероисповеданий». Опыт Великой французской революции и события начала XX века в России доказывают, что секуляризм никогда не останавливается на достигнутом, стремясь поглотить все вокруг. «Идеи секуляризма пролили реки крови в России», — утверждает заведующий Службой коммуникации ОВСЦ МП.

 

В вопросе введения в образовательную программу средних учебных заведений курса «Основы православной культуры», отец Михаил придерживается той точки зрения, что данное обстоятельство никоим образом не нарушает светский характер российского государства (аргумент, который часто используют представители «секулярной общественности» России). «Светским является то государство, в управлении которым не участвуют религиозные организации, где нет их сращения в единый государственный организм клира (церковное руководство) и государственной власти». Понимая, светское государство таким образом, становится совершенно понятно, что введение данного курса никоим образом ему не угрожает, да и просто не может угрожать. «Более того, Православная церковь даже настаивает на таком разделении. Другое дело, что государство не может быть отделено от религии в принципе. Так же, как оно не может быть отделено от искусства или культуры. Согласитесь, власть не может быть безразличной к этим вопросам».

 

Какие конкретные вызовы бросает современная культура православной идентичности? В какой степени возможен межконфессиональный диалог? Оправдано ли введение курса «Основы православной культуры» в школах?

 

На эти и другие вопросы ответит заведующий Службой коммуникации ОВСЦ МП священник Михаил (Прокопенко) во время прямого эфира, который состоится в KM.RU 2 февраля в 16.00.

Темы: Главное
Комментарии читателей
]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации