После долгового кризиса Европа должна заняться кризисом легитимности

В устойчивом потоке просачивающейся информации строятся предположения о том, что, для Греции неизбежен, как минимум, «мягкий» дефолт по суверенным долговым обязательствам. И если дефолт в Греции случится, то, скорее всего, за ней последуют Португалия и Ирландия.
Но, как ни странно, этот сценарий не считается таким же апокалиптическим как несколько недель назад. Это частично связано с тем, что Европейский союз при всех его ошибках в решении данной проблемы смог выиграть столь необходимое время, и, вероятно, выиграет еще, что позволит европейским банкам начать приводить в порядок свои балансы. Также это связано с кампанией по формированию мнения, частью которой являются вышеупомянутые утечки, которые призваны ослабить воздействие неизбежного дефолта и подготовить рынки и умы людей к предстоящему шоку.
И все же, похоже, что Европейский союз не взорвется и не потянет за собой мировые рынки, таким образом, у граждан, которые являются противниками экономных бюджетов, которые будут приняты на длительный период времени, остается болезненный вопрос – кто навяжет эти бюджеты?
Здесь Европа находится на стыке двух перекликающихся «болезней»: финансового кризиса в его второй стадии, который принял долговую форму, что пришла из США; и политического кризиса легитимности, который пришел из северной Африки и Ближнего востока. Я уже писал о кризисе легитимности сразу после народных восстаний в Тунисе и Египте, и предположил, что иммунитета к нему у Европы не будет. Сегодня это кажется еще большей правдой.
Проблема, с которой столкнулся европейцы в том, что в отличие от арабских стран у них нет четко определенных тиранов, которых нужно свергнуть. Если арабские восстания приведут к жизнеспособным демократиям, то вскоре они попадут в затруднительное положение, в котором сегодня оказалась европейская общественность. Кто должен нести ответственность за годы жесткой экономии - Греция или Испания и Португалия? Они уже пользуются благами демократической системы, и могут проголосовать против своего текущего правительства, как это уже сделала Португалия. Но ясно, что это ничего не изменит, потому что меры были приняты не выбранным государством, а Брюсселем, который руководствуется логикой рынков и мирового капитала.
Так что же случится с демократией, когда власти, которые должны реагировать на жалобы населения не несут ответственности? В этом корень проблемы, которая медленно, но верно формируется в сегодняшней Европе. И в попытке заткнуть дыры финансовой плотины до ее краха, «еврофилы» и сторонники глобализации в большинстве своем не уделяют этому вопросу особого внимания. Такие ультраправые партии как французский «Национальный фронт» уже имеют ответ – надо вновь установить государственные границы и прибегнуть к протекционизму. Более тревожно то, что сторонники протекционизма, особенно на европейском уровне, есть и не только в партиях подобных «Национальному фронту».
Все указывает на то, что дела становятся хуже до того как улучшиться. Похоже, что сейчас Евросоюз спасет евро и Брюссель задумается о том, как сохранить идею Европы, которую должна была укрепить единая валюта.
Комментарии читателей Оставить комментарий