]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Авангардные альтернативы: эволюция американского экспериментального кино
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Авангардные альтернативы: эволюция американского экспериментального кино

Год:
2
Продолжительность:
5 мин.

«СЕС - Международное партнерство» в сотрудничестве с нью-йоркским киноархивом «Антология» представляет ретроспективу в Музее кино, ВГИКе, Санкт-Петербургском кинотеатре «Спартак» и Екатеринбургским Доме кино с 25 октября по 10 ноября 2000 года.


Прекрасный и яростный мир киноавангарда США, с его иронией и протестом против масскульта общества потребления, неистовой вакханалией красок и звуков, аскетизмом минималистской графики показывается на экранах трех городов России. Впервые в таком объеме в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге демонстрируются исповедально-лиричные и социально-ангажированные, прямолинейно-документалистские и абстрактно-концептуальные короткометражки американских экспериментаторов - Майи Дерен, Йонаса Мекаса, Кеннета Энгера,

Шёрли Кларк и др., снятых в середине 40-х - начале 70-х. Ретроспектива состоит из трех исторических программ: «Как это начиналось: Майя Дерен и фильмы транса», «Амазонки и рыцари ордена кино: от философии битников до феминистского активизма», «Киносимфонии больших городов:

от кинопластики к структуралистскому кино» и одной современной -«Многоликий Нью-Йорк: новые голоса девяностых».

Этот уникальный обзор истории кино отражает основные направления американского «киноподполья» в связи с живописью абстрактного экспрессионизма, поэзией битников, перформансами, хэппенингами и спектаклями уличных театров, а также радикальной идеологией молодежной контркультуры.

Специальная программа «Многоликий Нью-Йорк: новые голоса девяностых» продолжает идею “синэстетического” восприятия, представляя современных кинохудожников - Абигейл Чайлд, Брайана Фрая, Стома Сого, пробующих себя в самых разных видах искусства и нашедших в кинематографе адекватную полифонию.

Особенность и трагедия киноавангарда США - в попытке противостоять жесткой капиталистической системе производства, превратившей голливудскую «фабрику грез» в подобие фордовского конвейера.

Кинохудожник возвращает образам окружающего мира их подлинность, с брехтовским азартом показывает иллюзорность предлагаемого «мейнстримом» зрелища, деконструирует голливудские коды повествования и репрезентацию, предлагая взамен визуализацию коллективных утопических импульсов. Но радикальный протест обречен изначально: коммерческий успех особого стиля мышления, подпольного и бунтарского, доказан постепенным интегрированием авангардистских приемов эстетикой самого Голливуда и MTV, а в ближайшем будущем - и новыми медиа.

Ретроспектива «Авангардные альтернативы: эволюция американского экспериментального кино» дает возможность самой широкой аудитории, а также студентам и преподавателям вузов искусств, включая специалистов (режиссеров и киноведов), ознакомиться с этими малоизвестными страницами истории кино США, столь эффективно функционирующими сегодня в контексте современного искусства. Специально выпущенная брошюра «Маги и радикалы» содержит ключевые тексты и фильмографии классиков ретро-авангарда.

Все фильмы программы показываются на 16 мм кинокопиях, часть которых была подготовлена специально для этого показа. Проект финансируется организацией «Совет по гражданским обменам - Международное партнерство», Фондом «Вера во взаимопонимание» и Информационным агентством Государственного Департамента США.


Специальный показ:

«Девушки из Челси», Энди Уорхол, 1966, цв и ч/б, 3 часа 15 мин, двойной экран.

Взгляд сверхобъективной кинокамеры Уорхола (длинные эпизоды, отсутствие монтажной резки, статичные кадры) предвосхитил рождение структуралистской эстетики с ее критикой репрезентации.


Программа 1. «Как это начиналось: Майя Дерен и фильмы транса».


Этот кинопоказ представляет авангардистский жанр «психодрамы», или фильмы транса, в основе которых - природа сна, поэзии и современного танца. Этот гипнотически-магический жанр стал доминирующим после второй мировой, когда появились возможности индивидуального самовыражения с помощью дешевой и мобильной технологии 16 мм кинопроизводства и проката в эпоху послевоенного «просперити».


«Полуденные сети», Майя Дерен, 1943, ч/б, 14 мин.

Фрейдистский дебют Майи Дерен исследует опыт бессознательного, опосредуемого видением героини - болезненная реакция девушки на ряд повседневных случайностей, частично происходящих в ее воображении, постепенно приводит ее к трагической развязке (подлинной или воображаемой). Поток ее сознания-сна передан закольцованными монтажными фразами, игрой с плавно-замедленным или ускоренным ритмом, проводящим зыбкую границу между сновидениями и реальностью.


«На земле», Майя Дерен, 1944, ч/б, 15 мин.

Этот фильм - своеобразный «мифологический вояж ХХ века» (Дерен), где героиня продвигается сквозь урбанистические и природные ландшафты к постижению себя и мира. Сознательная полемика с эстетикой французского сюрреализма определяет кредо фильма.


«Хореографический этюд для камеры», Майя Дерен, 1945, ч/б, 3 мин.

Этот фильм, где кинообъектив уподоблен взгляду танцора, исследует возможности кинокамеры в разрушении кинематографической иллюзорности и создании новых пространственно-временных координат.


«Фейерверки», Кеннет Энгер, 1947, ч/б, 14 мин.

В этом интенсивном, наполненном ироничными образами-символами потоке сна юноша проходит сквозь ряд ритуалов и реинкарнаций, пока не достигает начальной точки отсчета, существующей в «реальном» мире, созданном его воображением. «Эта киношка - все, что я хотел сказать о семнадцатилетнем возрасте, военно-морском флоте США, американском рождестве и празднике Дня Независимости...» (Энгер).


«Плоть утра», Стэн Брэкидж, 1956-86, цв, 21 мин.

Этот один из самых показательных фильмов транса в творчестве Брэкиджа включает в себя все элементы его лирического стиля, основанного на концепции «нового зрения», где экран заполнен динамикой движения камеры, контрастов и объемов, тонов и полутеней.


«Окно Вода Движение Младенца», Стэн Брэкидж, 1959, цв, 12 мин.

Это киноэссе предлагает экспериментальную интерпретацию процесса родов дочери самого режиссера. Использованная Брэкиджем техника создает визуальный эквивалент свежего, незашоренного визуальными кодами современной цивилизации зрения и представляет интенсивный опыт рождения, сексуальности, смерти, древнего ужаса человека перед природой и космосом.


Программа 2. «Рыцари и амазонки ордена кино: от философии битников до феминистского активизма».


Эта программа показывает, как радикальный дискурс шестидесятых вызвал к жизни самые различные альтернативные художественные практики, самые разные формы, включая перформансы, хэппенинги и «новый танец». Молодежная контркультура породила столь разные кинотексты, как, например, психоделические фильмы «измененных состояний сознания» или социально-ангажированные работы политического активизма самых разных социальных групп.


«Погадай на ромашке», Роберт Фрэнк и Альфред Лесли, 1959, ч/б, 28 мин.

На вечеринку в нижнем Ист-Сайде собираются известные битники-поэты, джазмены, писатели, включая Аллена Гинзберга, Грегори Корсо, Питера Орловского. Экзистенциальный протест «разбитого поколения» прочитывается в закадровом насмешливом говорке писателя Джека Керуака, комментирующего происходящее, а также в спонтанной стихии фильма, напоминающего джазовые импровизации. Субкультура битников представлена такими мотивами, как импровизационный поэтический перформанс, буддистские аллюзии или слэнг нью-йоркской богемы.


«Скорпион восставший», Кеннет Энгер, 1963, цв, 30 мин.

Ироническое отношение автора к голливудской «фабрике грез» заметно в этом самом культовом фильме андерграунда, накладывающем тринадцать популярных рок-баллад (Элвис Пресли, Рей Чарльз, Бобби Уинтон) на коротенькие эпизоды тусовок банды Ангелов Ада. Это бунтарский сериал-комикс, навеянный приключениями супермена Флэша Гордона и сконструированный с помощью «эйзенштейновского» монтажа, насмешка над почти языческим, культовым обожествлением артефактов молодежной контркультуры.


«Сцены из жизни Энди Уорхола», Йонас Мекас, 1990, цв, 37 мин.

Эти иронично-элегические кинозарисовки составлены из кинодневников 1965-82 годов, снятых Йонасом Мекасом, выходцем из Литвы, отцом-основателем движения Нового Американского Кино и неутомимым хроникером контркультурной контестации. Фрагментарные штрихи рисуют абрис радикальных практик, использованных королем поп-арта, показывая, что «сама разрушительность современного художника, анархия его хэппенингов или «живописи действия» есть не что иное, как утверждение жизни и свободы» (Мекас).


«Элемент», Эми Гринфилд, 1973, ч/б, 12 мин.

Фильм поднимает наиболее существенную проблему феминистских практик в искусстве, а именно вопрос о визуальной репрезентации образа женского тела как активного и действенного. В этом перформансе Гринфилд также представляет тело как часть первобытных стихий, древней космологии, покрывая части своего тела и в итоге погружая себя в жидкую глину. Перформанс представляет собой архетипичный цикл умирания-возрождения, круговорот отрыва от природы и вечного возвращения в нее в качестве ее элемента.


Программа 3. «Киносимфонии больших городов: от кинопластики до структуралистского фильма».


Иная, наиболее значительная для семидесятых, ипостась андерграунда США - движение структуралистских, концептуальных фильмов. Режиссеры-структуралисты считали, как в свое время Пруст и Матисс, что даже самая обыденная сторона повседневной жизни, самое простое механическое действие содержат в себе важные значения и смыслы, которые могут быть раскрыты только постоянным, настойчивым, интуитивным вживанием в материал. Кино - одновременно с расцветом минимализма и структурной лингвистики - занялось саморефлексией, его форма и средства воплощения (поверхность пленки, линзы объектива, перфорация) стали содержанием. Структуралистские кинохудожники утверждали, что элементы формы киноматериала - свет, время, сам процесс - могут стать причиной эстетического наслаждения, при этом не обращаясь к общепринятым метафорам и сюжетам. Жанр урбанистических киносимфоний, известный еще со времен Вальтера Руттмана и Дзиги Вертова, стал наиболее удобной сферой пробы структуралистских практик.


«Жизнь и смерть 9413 - участника голливудской массовки», Роберт Флори и Славко Воркапич, 1927, ч/б, 16 мин.

В отличие от большинства авангардистских лент, которые отказываются от сюжетных кодов в пользу личностного и эмоционального, авторы одной из первых короткометражек раннего экспериментального кино используют нарративные приемы для иронического жизнеописания маленького человека в мегаполисе Лос-Анджелеса.


«Чудесное кольцо», Стэн Брэкидж, 1955, цв, 12 мин.

Последний титан-романтик подпольного кино Америки, Брэкидж уподобляет экран двухмерному пространству холста абстрактного экспрессиониста - глубина здесь появляется редко, скорее как исключение из правил. Он настаивает на новом видении мира, где классическая ренессансная перспектива разрушена. «Сколько существует цветов на заросшем травой поле для ползущего по нему младенца, который и слышать не слышал о понятии «зеленый»? Сколько радуг сможет сотворить свет для «необученного» глаза?» - спрашивал режиссер. «Кольцо», или поездка в вагоне нью-йоркской надземки, предлагает ряд образов в стиле экспрессионизма, кубизма и других направлений, критикующих правила ренессанса.


«Свет моли», Стэн Брэкидж, 1963, цв, 4 мин.

Фильм показывает «бескамерные» эксперименты автора с материалом пленки. Словом, «то, что моль могла бы увидеть - от рождения до смерти - если бы черное было белым, а белое - черным» (Брэкидж).


«Карусель мостов», Шёрли Кларк, 1959, цв, 4 мин.

Нью-йоркские мосты стали источником поэтических и живописных образов - несколько «остраняя» их, Кларк использует контрастные кадры, необычные ракурсы и наплывы для создания ощущения невесомости, нематериальности этих архетипических продуктов материальной культуры.


«Улица Кастро», Брюс Бейли, 1966, ч/б и цв, 10 мин.

Один из наиболее сложных, многослойных фильмов Бейли, который с помощью многократного экспонирования, блуждающей маски и прочих эффектов создал «фильм в форме улицы» в Сан-Франциско.


«Вперед, вперед, вперед», Мари Менкен, 1972, цв, 12 мин.

Эта динамичная киносимфония, снятая из окна машины в разных частях Нью-Йорка, дает адекватное представление о пространственно-временных ощущениях обитателя большого современного города.


«П.Р.И.К.О.С.Н.О.В.Е.Н.И.Е», Пол Шэритс, 1968, цв, 12 мин.

Эта классическая структуралистская работа экспериментирует с сознанием зрителя, пытаясь устранить автоматизм восприятия, этот побочный продукт урбанизма. Шэритс развенчивает также иллюзионизм реалистического движения на экране с помощью той же самой иллюзии, характер которой отрефлексирован, но неизбежно остается за пределами зрительского восприятия.


Программа 4. “Многоликий Нью-Йорк: новые голоса девяностых”


Взаимодействие между основными направлениями американского экспериментального кино и другими направлениями в различных видах искусств, оказавших влияние на контркультурные концепции 60-х годов - абстрактным экспрессионизмом в живописи, поэзией битников, хэппенингами и перформансами, минималистскими музыкальными произведениями - творчески переосмыслены в полифонических работах молодого поколения кинохудожников, и прежде всего нового поколения киноархива «Антология».


«Лучший фильм трех образов», Стом Сого, 4 мин, цв, немой.

«Проецируй!», Франсуа Буйе, 2,5 мин, цв, немой.

«Хватай быка за рога», Мойра Терней и Энди Ламперт, 4 мин, ч/б, зв.

«Шум поверхности», Абигейл Чайлд, 20 мин, цв, зв.

«Апперкот», Дженнифер Файбер, 7 мин, ч/б, немой.

«Полоска пустоты», Луис Рекордер, 9 мин, ч/б, зв.

«Зло Дракулы», Марта Кольберн, 2 мин, цв, зв.

«Ускользающий фокус», Брюс Маклюр, 12 мин, цв, зв.

«Вуаль Уны», Брайан Фрай, 7 мин, ч/б, немой.

«Микромоль», Джули Мюррей, 7 мин, цв, зв.

«Хорошая змея всегда вывернется», Маша Годованная и Мойра Терней, 4 мин, цв, зв.

«Незаконченное», Джулиус Зиз, 5 мин, ч/б, немой.

«Машина дервиша», Брадли Эрос и Джинни Лиотта, 10 мин, цв, зв.

«Корабельный фильм», Стефани Барбер, 2 мин, ч/б, немой.

«Медитация номер ноль», Огюст Варкалис, 6 мин, ч/б, немой.

«Муктикара», Джинни Лиотта, 11 мин, ч/б, немой.


Программу представляют ее авторы, Андрей Хренов и Маша Годованная.

Андрей Хренов - аспирант Нью-йоркского университета, автор передач и публикаций об экспериментальном кинематографе США, в настоящее время работает над книгой данной тематики.


Маша Годованная - выпускница кинофакультета Бруклинского колледжа, куратор киноархива «Антология» и автор ряда экспериментальных фильмов, показанных на многих кинофестивалях.

В программе участвуют преподаватели американских университетов, киноведы:

Профессор Тони Пиполо, преподаватель колледжа Куинсборо. Один из редакторов «Милленниум Филм Джорнал», академического журнала, посвященного авангардному кинематографу и видео. Публиковался в «Синеасте», «Истории Кино», «Филм Ридер», «Нью-Йорк Таймс», «Октябрь», «Виллидж Войс» и др. В настоящее время работает над книгой о Робере Брессоне. С 1990 года имеет частную практику врача-психотерапевта.

Профессор Дэвид Джеймс, преподаватель школы кино и ТВ при Южнокалифорнийском университете. Преподавал в Нью-йоркском, Калифорнийском, Корейском, Национальном Тайваньском и Шанхайском Технологическом университетах, а также в Пекинской киноакадемии, Восточном колледже, и др. Автор нескольких книг и сборников, включая обзоры американского авангарда: «Киноаллегории: американский кинематограф шестидесятых» (1989) и сборник «Освободить кино: Йонас Мекас и Нью-йоркский андерграунд» (1992). Автор более чем 100 статей в «Октябре», «Социальном тексте», «Репрезентациях», “Филм Куотерли» и др.

Профессор Пол Артур, преподаватель университета Монтклэр (штат Нью-Йорк). В настоящее время возглавляет редколлегию «Миллениум Филм Джорнал», является членом редакционных коллегий других академических журналов по вопросам истории и теории кино. Опубликовал многочисленные статьи в «Филм Куотерли», «Синеасте», «Филм Калчер» и мн. др. Автор ряда коллажных экспериментальных фильмов, включая такие, как «Теория класса буржуазии», «Объезд» и др.


Расписание просмотров и семинаров:

Московский Музей кино, зал 5

25 октября, 18.30 - «Девушки из Челси», Энди Уорхол

26 октября, 18.30 - 1 программа «Майя Дерен и фильмы транса»

27 октября, 18.30 - 2 программа «Рыцари и амазонки ордена кино»

28 октября, 18.30 - 3 программа «Киносимфонии больших городов»

20.30 - Семинар для участников проекта

29 октября, 18.30 - 4 программа «Новые голоса девяностых»


Всероссийский Государственный институт кинематографии, зал 300

26 октября - 10.00-14.00 - семинар «Майя Дерен и фильмы транса»

27 октября - 10.00- 14.00 - семинар «Рыцари и амазонки ордена кино»

28 октября - 10.00- 14.00 - семинар «Киносимфонии больших городов»


Кинотеатр «Спартак» в Санкт-Петербурге

1 ноября, 20.00 - 1 программа «Майя Дерен и фильмы транса»

2 ноября, 20.00 - «Девушки из Челси», Энди Уорхол

3 ноября, 20.00 - 2 программа «Рыцари и амазонки ордена кино»

4 ноября, 18.00 - 3 программа «Киносимфонии больших городов»

5 ноября, 18.00 - 4 программа «Новые голоса девяностых»


Екатеринбургский Дом кино

7 ноября, 19.00 - 1 программа «Майя Дерен и фильмы транса»

8 ноября, 19.00 - 2 программа «Рыцари и амазонки ордена кино»

9 ноября, 19.00 - 3 программа «Киносимфонии больших городов»

10 ноября, 19.00 - 4 программа «Новые голоса девяностых»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Идет социальный эксперимент, люди ненавидят друг друга»: Мария Шукшина вскрыла подоплеку ковидных ограничений
QUEENtet Сергея Мазаева «Петр Ильич Чайковский. Сюита из балета Щелкунчик» (CD + винил)
Вакцины нет, но вы держитесь: Кремль назначил того, кто победит ковид в России
Черный Лукич «Девочка и рысь» (переиздание с альтернативной обложкой)
Mama Russia «Олимпийский мишка» (интернет-сингл)
Kritika «Я остаюсь» (интернет-сингл)
«17% россиян, которые растапливают печку в холода для 145-миллионной страны – очень большое число!»
Кинопремьера «Спуск. Новая глава» В гости к монстру в тайны подсознания
Виталий Аверьянов «Пророчество Серафима. Третий час песен»
Поляки продержали русского в рабстве 23 года
Мастодонт (Вадим Степанцов) «Несуществующий рыцарь»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.