QUEENtet Сергея Мазаева «Петр Ильич Чайковский. Сюита из балета Щелкунчик» (CD + винил)

Без музыки к балету «Щелкунчик» наше представление о Петре Чайковском априори будет неполным. Как это часто бывает с нетленками, приступал композитор к написанию своего вершинного произведения без особого энтузиазма, так как считал замысел проходным. Получив от директора императорских театров Ивана Всеволжского заказ на одноактную оперу «Дочь короля Рене» и музыку к «Щелкунчику», Чайковский ухватился за первый проект, а от второго надеялся побыстрее «отделаться».
Работа над «Щелкунчиком» пошла споро – даже несмотря на скорый отъезд Чайковского в Париж. Дело застопорилось лишь на стадии второго акта, когда очередь дошла до озвучивания «дивертисмента сластей». Воспевание пряников, чая и шоколада Петр Ильич считал откровенно рекламной затеей, но тут ничего предосудительного не было, ведь и «Кофейная кантата» Иоганна Себастьяна Баха в свое время удалась немецкому органисту на славу. Во всяком случае, в сюиту «Щелкунчик», созданную для исполнения на своем концерте 7 марта 1892 года, Чайковский включил и посвященный пряникам «Трепак. Русский народный танец», и «Кофе. Арабский танец», и «Шоколад. Испанский танец», и «Чай. Китайский танец».
Квинтет Сергея Мазаева обращается к наследию Петра Чайковского не в первый раз. В дискографии академического коллектива под управлением лидера «Морального кодекса» есть уже альбом «Времена года». Теперь очередь дошла до рождественского «Щелкунчика», пропитанного ароматами новогоднего волшебства, сбывающихся новогодних чудес, хвои и подаренных элитных сладостей.
Переложение сюиты из девяти пьес было сделано участником Квинтеа Сергея Мазаева Сергеем Гейером для скрипок, альта, виолончелеи, кларнета и контрабаса, на котором сам же аранжировщик также и сыграл. В «Увертюре» можно также услышать и партию треугольника. В свое время балет «Щелкунчик» воспринимался новаторским из-за необычного состава инструментов – например, экзотической для России челесты, специально выписанной по случаю из Италии. Но в знаменитом «Танце Феи драже» Квинтет Сергея Мазаева исхитрился обойтись без нее, создав нужный «хрустальный» антураж с помощью одних струнных.
Благодаря минимальному составу инструментов произведения звучат более интенсивно, чем в известных оркестровых интерпретациях. Здесь меньше воздуха, но больше энергии и нерва. Именно в данной версии четче прослеживается преемственность «Увертюры» с маршем деревянных солдатиков из «Детского альбома» Чайковского, потому что так и видишь полчища разукрашенных игрушечных вояк на елке. Кларнет Сергея Мазаева по-королевски разворачивается в «Марше». «Танец пастушков» умышленно неповоротлив, рисуя забавные па грузных фарфоровых статуэток. Ну и апогей альбома – нежнейший «Вальс цветов», который сравним с самым желанным сном, из которого не хочется выныривать.
Как и другие релизы академических проектов Сергея Мазаева, сюита «Щелкунчик» издана как на виниле, так и на компакт-диске. Многослойные «Увертюра», «Танец Феи драже» и «Вальс цветов» лучше всего, раскрываются, конечно же, на пластинке – равно как и винтажный акварельный дизайн с нетривиально изображенным Щелкунчиком во главе. А вот поедать рождественские сладости на фоне «Кофе» и «Шоколада» вполне можно и под звуки с СD.
Комментарии читателей Оставить комментарий