«Я тоже хочу» Балабанова: православное роуд-муви
Уставший от жизни рок-музыкант (Олег Гаркуша) покупает в аптеке пихтовое масло, истово молится в храме и направляется в баню. Там он в очередной раз встречает самодовольного Бандита (Александр Мосин), который радушно потчует его пивом с воблой и воодушевлено рассказывает о готовящемся вояже под Углич, где в зоне непрерывной ядерной зимы покосившаяся мистическая колокольня, которая забирает достойных в условное Царствие Небесное. «Я тоже хочу!», - жалобно признается герой Гаркуши.
Бандит в обмен на небольшую услугу соглашается взять измученного рокера с собой. В результате слаженных действий приятелей в опасный тур за счастьем с ними отправляется вконец опустившийся алкоголик Матвей (музыкант группы «Белый острог») с отцом-маразматиком и плаксивую проститутку с философского факультета (Алиса Шитникова, дебют в кино). По дороге они травят неправдоподобные байки, большинство из которых, однако, основано на реальных событиях.
Кадр из фильма «Я так хочу»
Когда в финале мрачнейшего «Груза 200» Балабанов отправил одного из своих персонажей в православный храм принимать Крещение, многие критики восприняли этот эпизод как некий фарс. На деле же все оказалось гораздо серьезнее. Новая работа режиссера – это фильм о покаянии и искуплении, который продюсер Сергей Сельянов сравнил аж с «Островом» Павла Лунгина. Чистоту своих намерений Алексей Балабанов убедительно доказал, сняв самого себя в заключительных кадрах «Я тоже хочу» в крайне неприглядном виде.
Съемки фильма «Я так хочу»
Журнал «Сеанс» справедливо определил жанр новой работы Балабанова как «православное роуд-муви». В фильме немало скрытых евангельских цитат. Эпизод, когда Матвей отказывается идти дальше, желая предать земле покойного отца, целиком и полностью соответствует высказыванию Христа «пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Обнаженная блудница Люба в полуразрушенном храме с дивными итальянскими росписями – современная кающаяся Магдалина.
Съемки фильма «Я так хочу»
Колокольня Счастья легко интерпретируется как образ Страшного Суда, на который герои, правда, отправляются добровольно, но никаких дополнительных привилегий это обстоятельство им не дает. Не является гарантией спасения души и исповедь с Причастием. Бандит оказывается в фильме единственным, кто подготовил себя к решающему Путешествию, пройдя через эти таинства, но, несмотря на это, он терпит полнейший крах. Так в фильме поднимается тема фарисейского обрядоверия, заводящего в тупик. «Я думаю, меня возьмут, ведь у меня есть хорошая вобла!» - ухмыляется в фильме Бандит. Но если вспомнить, что рыба является символом Иисуса Христа, то станет ясно, что герой усваивает вечные истины в фарисейском, «засушенном» виде.
Кадр из фильма «Я так хочу»
Евангельские смыслы фильма прекрасно подчеркивают постоянно звучащие в кадре песни Леонида Федорова и Олега Гаркуши. Последний под отчаянный бой гитары исполняет в стиле Высоцкого свое знаменитое стихотворение «Провокатор» («Я стоял на углу двух главных улиц») – и это оказывается намного действеннее любой формальной исповеди. Федоровские песни знаменуют собой важнейшие этапы метафизического странствия – от депрессивной «Весны» («отпевая» которую герой Гаркуши порывает с мутным прошлым) до яростной «Головы-Ноги», озвучивающей Момент Истины:
А я уже похоже не могу молчать -
От молчания лопается кожа на плечах.
Забываю знакомые имена.
Ощущение под превращается в ощущение на.
Фото с сайтов kinopoisk.ru и kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Просто такие фильмы не показывают на полноэкранке и не тиражируют на дисках в огромно количестве, дабы российские граждане не стали думать по-другому - именно так, как это неудобно и ненужно нашим чиновникам. Политика................
Балабанов прославляет разрушение личности.Ущербность привносит на пьедестал,что теперь модно.И какие бы словеса-узоры не плели по поводу
притчевости его картин,в настоящем искусстве они мелькнуть "как тени забытых предков",поскольку в них нет ни эстетики,ни гармонии,ни катарсиса.