Роль Андрея Рублева привела Анатолия Солоницына к Православию
Анатолий Солоницын
У него была тяжелая судьба. Трижды Солоницын не мог поступить в ГИТИС, поскольку экзаменаторы считали, что у него не актерская внешность. Окончив в Свердловске студию при местном театре, он какое-то время не мог определиться с дальнейшим планом действий, пока не прочитал в журнале «Искусство кино» сценарий «Андрея Рублева». Прочитанное так захватило его, что он отправился на «Мосфильм» искать съемочную группу.
Отыскав Андрей Тарковского, Солоницын начал убеждать его, что наиболее оптимально подходит на главную роль. «И этот странный человек, который, похоже, ничего не понимает в кино, говорит, что именно он должен воплотить на экране образ великого иконописца, - рассказал об этом на сайте pravoslavie.ru брат актера — писатель Алексей Солоницын. - Потому что сценарием он потрясен и чувствует, сам не зная почему, что эта роль – его. Кинопробы закончены, надо бы сказать об этом провинциалу. Но режиссер, поглядывая на незнакомца, неожиданно отдает команду сделать фотопробы. Он не видит в этом человеке уверенного в себе «актер-актерыча», какие десятками прошли перед ним. Видит скромность и в то же время твердую решимость, даже отчаянность. Видит и еще что-то – тайное, что поймет спустя годы».
Анатолий Солоницын
Порыв Солоницына далеко не всеми был воспринят адекватно. Например, мэтр Михаил Ромм убеждал Тарковского, что «зеленый» провинциал загубит картину. Однако режиссер твердо решил взять дебютанта на роль иконописца. И не прогадал — Солоницын настолько отдался роли, что вынужден был уволиться из театра. Тарковский этот шаг оценил и снимал Солоницына в каждом своем фильме. Поучаствовать в «Ностальгии» актеру, увы. Не удалось, поскольку к моменту начала съемок он скончался от рака легких.
Съемки же «Андрея Рублева» проходили во Владимире. Нуждаясь в поддержке, Солоницын вызвал к себе брата Алексея. Они проговорили всю ночь, а наутро Анатолий отвел Алексия в храм Покрова на Нерли. «Белый камень церкви становился все белей, звонче, белее легких облаков, плывущих над ней, - вспоминает писатель. - Это движение захватывало и храм – казалось, что он тоже плывет, истончаясь в голубизне, сливаясь с ней, становясь ее частью. И уже невозможно было представить этот луг, это небо, это небольшую речку у подножья холма без самой церкви, которая как будто заново открывала глазам красоту и гармонию мира. Анатолий остановился, оглянулся и, увидев слезы в моих глазах, радостно улыбнулся. – Красавица моя, лебедушка, – сказал он».
Анатолий Солоницын
Алексей Солоницын убежден, что воплощение образа преподобного Андрея Рублева наложило отпечаток на всю последующую жизнь брата. «Свою работу в театре и кино он уже воспринимал как послушание, - продолжает писатель. - Вслух – на конференциях, в публичных выступлениях – он говорил, что задача актера – максимально точно воплотить замысел режиссера. Он никогда не спорил с режиссерами, впитывал, как губка, то, что они требовали от него. Именно поэтому, думается, ему удалось сняться в фильмах почти всех выдающихся режиссеров 1970–1980-х годов: у режиссеров старшего поколения – Сергея Герасимова, Александра Алова и Владимира Наумова, Александра Зархи; своих ровесников – Вадима Абдрашитова, Ларисы Шепитько; начинающих в то время – Никиты Михалкова и других. Он никогда «не выпячивался», скромность и трудолюбие, вплоть до самоотверженности, понимая как свою обязанность актера. В позиции Анатолия мне видится подспудное, конечно, монашеское понимание своей работы на земле».
Анатолий Солоницын
Однажды Андрей Тарковский задумал экранизировать «Идиота» Ф.М.Достоевского. Роль автора-рассказчика отводилась Солоницыну. Узнав об этом, актер решил сделать пластическую операцию, чтобы внешне еще сильнее походить на классика. Тарковский даже опешил: «Как же ты будешь сниматься дальше с лицом Достоевского?». «А зачем сниматься дальше, если я сыграю Достоевского?», - последовал спокойный ответ Солоницына.
Фото с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
имея несколько жен, из них одну любимую. В таком жеж "Православии" и глаголемый "митрополит" Алфеев пребывает, и САМ патриарх Московской.