«Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ»: Крым наш!
Кадр из фильма «Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ»
Режиссер Денис Банников отталкивался от мысли, что наши национальные гении не погибли во цвете лет, а дожили до 1857 года, в который и разворачивается действие картины. Пушкин перестал писать «политические» стишки, остепенился, превратился в тайного советника и приступил к изданию журнала «Новый шалопай». Лермонтов прошел Крымскую войну, но попал в опалу, поскольку его патриотические вирши оскорбили одного из генералов. Грибоедов, вдоволь помотавшись по заграницам, вновь осел в Москве и время от времени устраивает публичные чтения своей новой пьесы «Дым Отечества».
Пушкину и Лермонтову поручают написать помпезную историю «Дома Романовых». Лермонтов противится, соавтор его уговаривает, предлагая изложить события стихами. Загнанный в долговую яму автор «Героя нашего времени» почти соглашается. Но тут между обоими стихотворцами возникает поэтическое состязание, которое закономерным образом перетекает в дуэль...
Кадр из фильма «Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ»
Фильм Дениса Банникова относят к жанру исторической реконструкции. Однако, точнее его будет провести по ведомству деконструкции — в смысле разрушения исходной картины и выстраивания ее из образовавшихся деталей заново. 1857 год выбран не случайно. К этому времени отгремела Крымская война, закончившаяся для России позорно. Как следствие — в обществе стало нарастать недовольство, легко переходящее в революционно-демократические настроения.
Василий Розанов вспоминал, что поэзия Пушкина и Лермонтова в середине XIX века не была востребованной, и все увлекались «разночинными» романами Ивана Тургенева. Но поскольку, по версии создателей фильма, Крымскую войну мы все-таки выиграли, в «Дуэли» показана очередная «волна патриотизма». Нечто подобное мы можем наблюдать и сейчас, когда вновь «Крым наш». Но авторы ленты нас как бы отрезвляют суровым вопросом: «Надолго ли?».
Кадр из фильма «Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ»
Несмотря на то, что шеф Третьего Отделения Бенкендорф носится в фильме с поэтами, как с писаной торбой, а Николай I им и вовсе, как отец родной, фильм предельно далек от сусальности и пафосности. Грибоедов читает стихотворение, в котором Россия предстает в образе несущейся в пропасть тройки, которая запряжена квадригой бесов. Вымышленный историк Берг (Арнис Лицитис) горько констатирует: «В России есть Боги и есть грех. Мир же приучают бояться не греха, а задолженности». А тот же Николай I и вовсе считает, что Россия лишена и прошлого, и будущего, прозябая «среди мертвого застоя».
Кадр из фильма «Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ»
Мысли сами по себе интересные, но в той квази-реальности, которая показана в фильме — грош им цена. Самое неприятное то, что вместо бережного отношения к истории Денис Банников и Ко, пытаются заверить нас, что это — самая неточная наука, факты которой могут подтасовываться как угодно. И все это лишь ради того, чтобы оправдать собственный троллинг наших национальных гениев!
Фото с сайта kinopoisk.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Хорошо бы в Лермонтовский юбилей показать фильм Н.Бурляева "Лермонтов"..., а измышления и самовыражения за счет классиков смотреть, думаю, неполезно...
Сама мысль о дуэли между Лермонтовым и Пушкиным кощунственна. Лермонтов - не Печорин, он в Мартынова-то стрелять не стал, а уж в Пушкина...
Хорошо бы в Лермонтовский юбилей показать фильм Н.Бурляева "Лермонтов"..., а измышления и самовыражения за счет классиков смотреть, думаю, неполезно...
Сама мысль о дуэли между Лермонтовым и Пушкиным кощунственна. Лермонтов - не Печорин, он в Мартынова-то стрелять не стал, а уж в Пушкина...
Ф.М.Достоевский: ЕСЛИ БОГА НЕТЪ, ТО ВСЕ ПОЗВОЛЕНО.