Алексей Морозов: «Люблю играть в исторических картинах»

Петербургский актер Алексей Морозов уже известен в кинематографическом и театральном мире своими самыми разными ролями.
А в начале декабря вы увидите его в роли прототипа писателя Василия Аксенова в многосерийном фильме «Таинственная страсть», который стартует на Первом канале…
После этого поклонники военных кинолент ожидают громкую премьеру картины «28 панфиловцев».
- Алексей, совсем скоро у вас будут две грандиозные премьеры - «Таинственная страсть» и «28 панфиловцев». Роли вам достались абсолютно разные – героя-панфиловца и интеллигента-писателя. Чем вы сумели «взять режисеров» на пробах?
- Интересно, что в обоих проектах я играл реально живших знаменитых людей, причем обе роли с именем Василий - политрук Клочков в "28 панфиловцах" и писатель Аксёнов в "Таинственной страсти".
Кстати, в переводе с греческого Василий значит "царственный". И в обоих героях эта царственность присутствует.
Интересна была каждая роль по-своему.
В Клочкове я пытался уйти от навязанного советской пропагандой бесстрашного образа легендарного политрука, сказавшего знаменитые слова "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва". Я искал живого человека с его страхами, убеждениями, стойкостью, истинным патриотизмом.
Трейлер фильма «28 панфиловцев»
А в Аксёнове мне было интересно найти взгляд писателя, сочиняющего эту историю и, отчасти, свою жизнь. Пробовал играть человека, всегда находящегося немного над историей, сочиняющего её, а не реально участвующего в ней. Искал собирательного лирического героя произведений Аксёнова, мужающего по мере взросления аксёновской прозы.
На съёмки обоих фильмов я попал, пройдя, как и все актеры, кинопробы. Но, если в случае "28 панфиловцев" всё было достаточно обычно - прошёл пробы, после них меня утвердили на роль, то возможность моего участия в "Таинственной страсти" в главной роли знаменитого писателя Василия Аксёнова пришла режиссёру Владу Фурману во время 9-ти часового прогона спектакля "Мадам Бовари" в постановке Андрия Жолдака, где я играл роль рокового соблазнителя Родольфа.
Возможно, то, что Аксенов был славен своими амурными похождениями, и натолкнуло режиссера на то, что я подхожу на эту роль: как и в случае с Родольфо, в «Таинственной страсти» у меня большое количество постельных сцен с тремя разными женщинами. Влад тогда снял мои первые кинопробы на роль прямо за кулисами театра на мобильный телефон.
Потом, конечно, были официальные пробы в Москве, но сама идея, что артист Морозов может сыграть Аксёнова, как рассказывал сам Влад, пришла ему в голову совершенно неожиданно прямо во время прогона.
- Стать актером – мечта тысяч молодых людей. Расскажите, пожалуйста, какие качества характера важны для того, чтобы не просто стать актером, а чтобы стать успешным актером?
- Я думаю, что изначально понятие "актёрского успеха" более чем относительное.
Если грубо обозначить рамки социального восприятия этого явления, то одной стороны успех - это узнавание на улицах, обложки журналов с твоим лицом, регулярное мелькание на экране.
С другой - искреннее волнение, новые сложные мысли, слёзы зрителя в последнем ряду зала на 50 мест после произнесённого тобой монолога, точной оценки, содержательной паузы - это тоже актёрский успех. И, если для первого вида успеха зачастую необходима малая доля удачного стечения обстоятельств, умения оказаться в нужное время в нужном месте, то для второго нужна ежедневная и, зачастую, неблагодарная, работа.
Мечты молодых людей в большей степени направлены на достижение первого вида - это я могу сказать с большой долей уверенности, поскольку неоднократно помогал набирать курсы в Театральной академии, постоянно сталкиваясь именно с такой мотивацией.
А вот для того, чтобы достичь успеха неброского, внутреннего, но гораздо более значимого - нужны порой нечеловеческие усилия, насилие над собой - до полной потери веры в себя, обретение этой веры, осознание своей связи с космосом, с вечностью. Я считаю, ради такого успеха имеет смысл заниматься актёрской профессией.
- Вы родились в актерской семье? Отговаривали ли вас родители от столь сложной и непостоянной профессии? Ведь часто мамы и папы настаивают на том, чтобы ребенок получил «житейскую» специальность.
- Мой папа - заслуженный артист России, и я всё детство провёл за кулисами театра. Тем не менее, до 14 лет я никоим образом не проявлял желание пойти по его стопам.
Когда же я это желание проявил, то папа сказал: "Лёша, сто раз подумай, прежде чем связывать себя со столь неблагодарной и малооплачиваемой профессией". Тогда профессия актера действительно была не самой денежной.
На что я ответил: "Папа, я хочу этим заниматься для души". После такого заявления папа понял, что меня не отговорить, и начал всячески мне помогать. Также меня очень поддерживала моя мама, совсем не связанная с актёрством - она экономист. Конечно, ей очень непросто с двумя артистами в семье.
- Вы снимаетесь с такими «монстрами» кинометографа как Безруков, Хаматова, Миронов, Хабенский. Действительно ли они такие же «звездные» в обычной жизни?
- Все вышеперечисленные актёры ведут себя на площадке исключительно как высокие профессионалы, не позволяя себе различных "звёздных выплесков". Думаю, они уже настолько устали от ежедневного внимания к себе со стороны прессы, власти, бизнес-структур, обычных людей, что очень берегут свою энергию, не растрачивая её на излишние человеческие проявления.
Кстати, любопытное знакомство у меня было с Чулпан Хаматовой. Мой герой Аксёнов всегда очень стильно одевался. В тот день я был в шикарном верблюжьем пальто "в пол", элегантном шарфе, дорогих ботинках. И Чулпан, до этого полчаса разъезжая с водителем по ВДНХ, никак не могла найти съёмочную площадку, приняла меня за главного администратора всего этого безобразия, высказав своё неудовольствие.
Но, увидев, что я захожу в актёрский вагон, Чулпан всё-таки решила спросить у кого-нибудь, кто же я такой. Узнав, что я актёр, исполняющий роль Аксёнова, бросилась ко мне с извинениями. С тех пор в нашей компании у меня кличка "Администратор".
- У вас очень разноплановые герои, вы снимались в исторических картинах. Какие эпохи вам интереснее играть? Костюмные или современные?
- Исторические фильмы для меня интереснее. Прежде всего потому, что современность равна сама себе, её зачастую не с чем соотнести, кроме как с ней самой - за редким исключением особо удачного сценария. А, играя в исторической картине, мне интересен поиск современных аллюзий, соотношение с сегодняшним днём, попытки сбросить привычное восприятие того или иного исторического времени, выявить острую связь с настоящим.
- Актеры - довольно суеверные люди, особенно театральные актеры. Есть ли у вас свои секреты и суеверия, которые нужно обязательно соблюсти, чтобы роль на пробах досталась вам или чтобы спектакль прошел "на ура"?
- Особых суеверий нет. Если не считать, что я стараюсь не есть прямо перед пробами и перед спектаклем. Чувство голода даёт много энергии, как ни странно. А перед спектаклем я, вместо суеверий, провожу тренинг воображения для своей роли. Пытаюсь заново оказаться в обстоятельствах героя, связать их со своим личным опытом, найти общие болевые точки. Самое интересное, когда артист рассказывает про себя. Не буквально играет себя, а посредством роли выходит на уровень своей личной боли.
- Сейчас вы постоянно на съемках. Хватает ли вам времени на себя? Чем любите заниматься в свободное время?
- Раньше мы с отцом часто играли в русский биллиард - даже приобрели личные кии. Но сейчас у меня действительно очень плотный график работы и в кино и в трёх театрах, где я играю, поэтому времени на это нет.
Люблю поплавать в бассейне и попариться в бане - вот это иногда получается, но в основном, в отелях, где нахожусь по работе. На отдельные вылазки в бассейн времени почти нет.
- Вы как-то рассказывали в интервью, что даже успели поработать пиарщиком. Эта профессия связана с общением, обаянием. Помогал ли вам актерский талант в этой работе?
- Думаю, что только актёрские способности мне и помогали в работе пиарщика, потому что специального образования по связям с общественностью у меня, конечно, не было. Можно сказать, я играл роль опытного пиарщика, на деле совсем не являясь таковым.
Тем не менее, я успел поработать в нескольких крупных агентствах Москвы, на последнем месте работы даже в должности PR-директора с небольшим штатом подчинённых. Опыт работы в пиаре помог мне понять взаимоотношения в бизнес-структурах изнутри, и несколько раз он мне реально пригождался для роли.
- И, конечно, распространенный вопрос – кого вы хотели бы сыграть, роль вашей мечты?
- Роль мечты для меня та, которую репетирую в данный момент. А из пока не сыгранных возможностей - пожалуй, принц Троил из пьесы Шекспира "Троил и Крессида". Интересно было бы почувствовать нерв человека, сходящего с ума от ревности.
Еще есть мечта сыграть Ивана Войницкого из пьесы Чехова "Дядя Ваня" - роль о нереализованных возможностях, эта тема крайне близка каждому русскому человеку. Но эта роль мне на вырост: в пьесе дяде Ване 47 лет.
Комментарии читателей Оставить комментарий
"(...)Впрочем, далее Мединский благополучно подорвался на мифе о 28 панфиловцах: "Разоблачили даже героев-панфиловцев" (с. 236). Военная прокуратура расставила все точки над Ё в этой истории еще в 1946 г. (а не после 1966-го, как утверждает автор). Миф о героическом подвиге бойцов 316-й пехотной дивизии действительно был придуман корреспондентом "Красной звезды" практически с нуля. Спрашивается: зачем нужно было публиковать эту историю в 2010 г. на страницах книги, в которой, по утверждению ее издателей, мифы о Великой Отечественной войне подвергаются "безжалостному анализу", да еще "на огромном фактическом материале"? Ведь есть же реальные подвиги, подтвержденные документально, причем не только с советской, но и с немецкой стороны. Мединский, однако, ими интересоваться не стал".
Исаев А.В.
АнтиМЕДИНСКИЙ. Псевдоистория Второй Мировой. Новые мифы Кремля.
я Родину люблю, а брехню - не люблю
Дополню текст комментария, который оборвался и так пошел в сеть.
Любопытна постановка актерской задачи: несколько снизить образ Клочкова, поскольку он был искажен советской пропагандой, акцентировавшей только героическое в этом человеке, и добавить как можно больше житейского.
А в Аксенове, напротив, отвернувшись от расчетливости этой фигуры, от диссидентства как нравственной отравы, подать героя в качестве писателя с большой буквы. Все это можно, и все это понятно, однако характеризует актера-"мыслителя" наилучшим образом.
Вот, скажем, говорит он об отце своем только хорошее. А ну как добавить что-либо плохое или низкое для полноты образа родного человека? Кого ты, дружок, считаешь своим кровным, про того и говоришь с восхищением, а про другого, грязноватого, тебе дают установку продюсер или режиссер. И тогда, актер, ты похож на продажную девку, потому что нет у тебя любимого и любви, а есть только плохо организованные случайным чтением мозги.
Коли вы такие умные, наберите в поисковике "Страшный сон историка Мироненко",прочитайте внимательно(желательнонесколько раз) -может дойдёт. Если нет - тогда извините...
эй вы, комментаторы. опять охаиваете собственную страну. Был, не был. Вы вообще нюхали порох под Млсквлй осенью 1941?
Вот, что противно с вами: льёте грязь сами на себя, а потом удивляетесь что тут о вас только дерьмо говорят.