В «За последней чертой» Тальков вывел новый типаж русского антигероя
Кадр из фильма «За последней чертой»
Вышедшая в 1991-м криминальная драма Николая Стамбулы «За последней чертой» не стала ярким событием отечественного кинематографа. С одной стороны, в голодное и неопределенное время людям уже было не до «духовной пищи» - семью бы прокормить. С другой — сыгравший здесь роль главаря банды Игорь Тальков не стал своим ни в поп-, и в рок-тусовке, а потому свою долю фанатских восторгов его персонаж, прямо скажем, недополучил.
Вместе с тем, сам Тальков оценивал свою работу в этом боевике достаточно высоко. Вот что он написал в автобиографической книге «Монолог», которая вышла уже после его гибели: «Всегда считал кино чудом. Съёмки фильма — загадкой, скрытым чародейством. Были мечты сняться, но не думал не гадал, что когда-нибудь они претворятся в жизнь. Предложение мне главной роли в фильме «Князь Серебряный» потрясло. Во-первых, близкая моему духу тематика, всегда любил историю вообще и занимался углублённым изучением истории России в частности <...> НО... напрасно не послушался внутреннего голоса! Наполеон, однажды не вняв голосу сердца, проиграл решающее сражение. Бой начался при первой же съёмке. Жить было негде — актёры ходили по домам в поисках ночлега. Актёры, играющие главные роли, — я уж не говорю обо всех остальных. Затем так называемые кони: когда увидел этих кляч, мне стало плохо. Кроме того, страшное разгильдяйство — в кадр входит кобыла чёрной масти, а из кадра выходит конь, к тому же коричневый. Эти клячи не то что скакать галопом, до конца кадра и то еле-еле могли добрести. А шикарные княжеские одежды! Они напоминали половик, не чищенный со времён Ветхого Завета. <...> Р.S. Параллельно съёмкам в фильме «Князь Серебряный» работал на картине «За последней чертой» и, играя отрицательный персонаж (хотел проверить свои актёрские способности), получал больше положительных эмоций, чем от положительного князя».
Кадр из фильма «За последней чертой»
Итак, прославленный боксер, мастер спорта Виктор Дремов (в исполнении «афганца» Евгения Сидихина) освобождается из тюрьмы и не может найти себе работу. Лишившись машины, он пытается отомстить обидчикам, но те ловят его на крючок, заставляя работать на себя. Дремов страдает — особенно, когда его заставляют громить вместе с другими членами группировки кавказский ресторан своего друга. Узнав, что, бандитов крышует милиция, он сумел разрубить гордиев улиц и бежал из Москвы вместе в влюбленной в него проституткой Мэри (Алина Таркинская) бежит из Москвы.
Кадр из фильма «За последней чертой»
«За последней чертой» довольно точно передает атмосферу перестроечного раздрая. Практически никто не занимается созидательной деятельностью, каждый норовит нажиться на своем ближнем. «Бывшие спортсмены, а ныне рэкетмэны», как в известной песне Владимира Асмолова, оказавшись на обочине жизни, вынуждены превращаться в бандитов с большой дороги. Самой чистой героиней оказывается... блудница, которая подобно, Соне Мармеладовой из «Преступления и наказания», пробуждает сокрытые глубоко внутри светлые чувства.
Кадр из фильма «За последней чертой»
Мужественный Сидихин в главной роли, бесспорно, хорош. Но его совершенно затмевает своей мощной харизмой Игорь Тальков. Его помятый, усталый и сломленный Гарик, пытающийся скрыть душевную боль за плоскими шутками - фигура трагическая. Он явно когда-то был известным и почитаемым артистом, но бремя перемен оказалось для него непосильным. В самом начале, отвечая на вопрос Виктора (мол, ты тоже бил морды на ринге), он уклончиво и нехотя говорит: «Было дело». Но это явно не спортсмен, а бывший музыкант, утративший прежнюю известность после очередной «смены парадигм». Это хорошо видно из эпизода, когда в каком-то притоне Гарик лениво исполняет под гитару «Бывшего подъесаула» на фоне старых кумачово красных афиш со своим ликом.
Кадр из фильма «За последней чертой»
Мы привыкли, что гений и злодейство — вещи несовместимые. В бытовой жизни, конечно, всякое случается, но на уровне личной мифологии эта аксиома сомнению не подлежит. Трудно навскидку вспомнить кого-то из мало-мальски известных отечественных рок-музыкантов, которые переходили на «сторону тьмы». На ум приходит разве что ныне покойный вокалист ростовской группы «Зазеркалье» Александр Скрынников, имевший серьезные проблемы в законом и обвинявшийся в создании притонов и похищении людей.
Кадр из фильма «За последней чертой»
Так что Игорю Талькову в «За последней чертой» удалось воплотить абсолютно уникальный тип пророссийски настроенного, но заблудшего творца, потерпевшего полный идейный крах. Нечто подобное 100 лет назад произошло с белогвардейским движением (к которому, кстати, певец никогда не скрывал своих симпатий). Недаром в сцене убийства герой Талькова сидит за канцелярского вида столом, небрежно накинув на плечи рубаху, как, как какой-нибудь Колчак или Пепеляев перед роковым сражением. А после убийства на его лице читается почти детское недоумение: мол, как можно было настолько нелепо загубить свою жизнь?
Кадр из фильма «За последней чертой»
«За последней чертой», к сожалению, остался недооцененным фильмом. Его можно было увидеть либо по телевизору, либо на DVD, ставших сейчас большой редкостью. Один из экземпляров лицензионного издания ленты экспонируется в столичном Музее Игоря Талькова в Черниговском переулке.
Фото с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
..Покажите мне такую страну, где блаженствуют хамы
И правители грабят казну, попирая закон...
* Непредвзято оглянитесь вокруг..-это любое государство нонешнего Мира.
..Тальков вывел новый типаж русского антигероя..
* Ничего нового -бандит понятие интернациональное, даже ежли оН член водного кооператива иль госдепа США.
"Овцы.." всегда блеют о несправедливости "волков..", а ведь решение простое: не хошь быть травоядной "овцой" -мутируй.. в любителя мясных деликатесов.
Белоленточничеством и либерастью песня попахивает....
в то время у слесаря было на Орленок - потом, с потерей работы и книжки не стало , но я хотел сказать о другом , а именно, если стихи убиенного Талькова почитать без переложения на музыку ,то там есть мысли ,заслуживающие уважение ,но нельзя себя обманывать в том , что слушать долго пение певца Талькова невозможно по одной простой причине -что это вовсе не пение , а заунывный стон больной души и поэтому не часто оно звучит в настоящее время ....
И всё же.. Песни Талькова актуальны и сейчас. Например, песня "Глобус":
"...Покажите мне такую страну, где блаженствуют хамы
И правители грабят казну, попирая закон...
Не вращайте глобус, вы не найдете
На планете Земля стран таких не отыскать
Кроме той роковой, в которой вы все не живете
Не живете, потому что нельзя это жизнью назвать..."
Прошло более 25 лет...
И Высоцкий и Тальков оба были талантливыми музыкантами. Но песни Талькова душевнее ближе русскому человеку по духу. Песни Талькова за душу берут.