Юрий Норштейн получил по шапке за революционный мультфильм
Юрий Норштейн
Юрий Борисович — один из немногих российских режиссеров, безоговорочно признанных всем мировым сообществом. Сейчас даже трудно поверить, что родился он в маленьком селе Андреевка Каменского района Пензенской области, где его мать находилась в эвакуации (отец Норштейна в это время воевал). Детство будущего мультипликатора прошло в Марьиной Роще — одном из самых криминализованных в то время районов Москвы. В 1961 году Норштейн, окончив двухгодичные курсы мультипликаторов, начал работать на студии «Союзмультфильм».
Крестным отцом Норштейна в профессии стал великий Иван Иванов-Вано, с которым вмсте они сделали мультфильм «25-е, первый день». Приуроченная к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции работа сочетала в себе музыку Шостаковича, картины советских авангардистов 20-х годов и агитационную лирику Маяковсклого. Именно за такой термоядерный микс и попеняли дебютанту тогдашние чиновники, заставившие убрать из ленты работы Фаворского и изменить финал. В результате Ленин в кадре из былинного персонажа превратился в тривиального плакатного уродца, что серьезно навредило эстетике всего мультфильма. Урок, однако, пошел впрок. Впредь Норштейн уже никогда не шел на уступки цензуре. И программе «Мир анимации или анимация мира» Юрий вспоминал: «Вот это было первое за что нам сразу дали как следует по шапке. Это на шесть лет отодвинуло от меня режиссуру».
Кадр из мультфильма «25-е, первый день»
Уже в первой картине наметился узнаваемый почерк Норштейна: неприятие нарочитого кича, опора на лучшие образцы мировой живописи и скрупулезный отбор материалов, связанных с изображаемой эпохой. Двигаться в том же направлении он продолжит в своей следующей совместной ленте с Ивановым-Вано «Сеча при Керзженце». Каркасом для мультфильма полужили русские миниатюры XIV-XVI веков — по большей части, иконописные. Именно это помогло сообщить событиям вселенский смысл: богатыри уходят на войну, а их провожает простая женщина в облике Богородицы, а обычне селяне имеют аскетичные лики прославленных Церковью подвижников. Напротив, татарская орда представлена в виде безликой массы, составляющей ненасытное чрево черного дракона. В финале мультфильма уцелевшие герои переселяются под воду в Град Китеж, что во времена гонений на веру вселяло надежду на грядущее возрождение Православия.
Кадр из мультфильма «Сеча при Керженце»
О норштейновском мультфильме «Цапля и Журавль» лучше всех сказала соратница режиссера — писательница Людмила Петрушевская: «Что это за фильм «Журавль и Цапля»! Печальный, нежный, смешной, с дождями — старый парк, серебряное небо, туманы, далекая музыка и два одиноких существа, последние аристократы этих мест, среди колонн разрушенной беседки. Там царствует робкая, гордая любовь. Обедневшие изгнанники, ни кола ни двора, имущества нет, только руины. Один зонтик на всю вселенную, какая-то полуцелая шляпка, бусы из рябины. Нелепые, породистые носы. Вздорные характеры. И эта нежная, прощальная музыка о любви, которой нельзя сбыться… Великий фильм о любви, когда зритель всей душой жаждет финального поцелуя, но его никогда не будет».
Кадр из мультфильма «Цапля и Журавль»
Профиль Людмилы Петрушевской Норштейн использовал для главного героя своего самого известного мультфильма «Ежик в тумане». И по сей день десятиминутная лента о заблудившемся в молочной дымке наивном ежике воспринимается как притча. Для метафизиков ценно прежде всего то, что детей в мультфильме учат выходить из привычной зоны комфорта и не бояться испытаний, которые в конечном итоге приводят к Богу и чудесному спасению. Недаром лидер «Гражданской Обороны» Егор Летов считал «Ежика в тумане» мультфильмом об экстремальном опыте, вырабатывающем у человека правильное отношение к смерти (см например песню: «Я ненавижу красный цвет»: «Туманный ежик умиpает под столом Он очень смотрит и желает поскоpей»). Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий. В 1976 году мультфильм получил первые призы на Всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов во Фрунзе и на Фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране[2]. В 2003 году «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.
Кадр из мультфильма «Ежик в тумане»
С 1981 года и по настоящий момент Юрий Норштейн работает над мультфильмом «Шинель» по одноименной повести Николая Гоголя. Лента должна быть черно-белой и без всякой компьютерной графики. ««Сейчас готово 20 с чем-то минут: Акакий Акакиевич идет домой, обедает, обнаруживает дыру в шинели... Много сделано, но многое не закончено, - рассказывал режиссер 3 года назад «Звездному бульвару». - Это трудно объяснить, но чем глубже погружаешься в гоголевское пространство, тем больше осознаешь, какая это бездна. В искусстве умение сопрягать – это, может самое главное. Кино – это тоже спряжение: один кадр соединен с другим, персонаж растворяется в пространстве фильма, художник должен иметь в виду, что к изображению, которое он делает, потом будет присоединена музыка, она будет через него проступать».
Сегодня Юрий Норштейн считается неудобным художником. Время от времени он вызывает гнев кеонформистов своими острыми высказываниями.
В то же время, Норштейн горячо приветствовал воссоединение Крыма с Россией. «Сразу оговорюсь, что я абсолютно и категорически за то, что Крым вернулся в состав России, хотя бы потому, что Крым был передан нетрезвым Хрущевым без соблюдения элементарных юридических норм и наутро крымчане проснулись украинцами. И никто тогда особо не проявлял заботы по поводу законности, потому что была одна страна», – сказал Норштейн в интервью изданию DELFI.
К 75-летию режиссера в Московской галерее Altmans Gallery с 15 по 9 октября приурочена выставка «Художник рисует фильм. Ябрусова и Норштейн» в честь 75-летнего юбилея автора «Ежика в тумане» Юрия Норштейна. Экспозиция посвящена мультфильмам великого мультипликатора, которая расскажет, как появились герои сказок Норштейна: Ежик, Медведь, Лошадь, Волчок и другие. На выставке можно будет увидеть рабочие наброски и раскадровки к фильмам, эскизы и макеты, воссоздающие кадры из «Ежика в тумане», «Сказки сказок», «Цапли и журавля», «Шинели».
«Смог бы Юрий Норштейн достичь созданного, не будь рядом с ним Франчески Ярбусовой, художника его фильмов, его жены, его друга? Она – не только полноправный соавтор: Юра и Франческа просто неразделимы в творчестве, как и в жизни », – пишет «РИА Новости», ссылаясь на слова киноведа Наума Клеймана.
Адрес выставки: Москва, Новинский бульвар, 31, торгово-деловой центр «Новинский», 2 этаж (метро «Баррикадная», «Краснопресненская» или «Смоленская»).
Фото c сайта kinopoisk.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Спросите у любого ребенка в России, кто такие "Том и Джерри". Ответит любой. Это не значит, что советские мультфильмы были плохие, их тоже смотрит большинство детей, но не нужно сочинять чушь ( "никому не нужны" ).
Кстати, советская мультипликация росла на классических образцах великого Диснея. Иногда впрямую копируя образы и стилистику фильмов, хотя часто не дотягивая в технике.
Я так и не понял, чем Норштейн или Раневская вас так растревожили ? Оставьте либералов в покое, а также педофилов и сексуальных маньяков, политиков, олигархов и велосипедистов...
Это все к Норштейну и Раневской не имеет ни малейшего отношения!
Мельгунов, злобный зоологический антисемит , такой же как Евген (он же Ярополк, он же Славий, он же Велес и т.д.) только забыл некие "мелочи". Евреи, как и поляки, имевшие самые нелепые ограничения прав в Российской империи, подвергавшиеся дискриминации, вплоть до погромов, е6стественно охотно поддержали революцию. Однако она бы не состоялась, а Советская власть не выдержала бы гражданской войны, интервенции и восстаний, не прими сторону большевиков самые широкие массы русского народа от люмпенов-бедняков до интеллигенции (Ленин, Луначарский), красного генералитета (тот же Карбышев) и представителей русских "эксплуататорских" классов (Савва Морозов).Евреев в стране были считанные проценты от численности русского населения , да и из них большинство были бедные обыватели, жители нищих и малограмотных местечек.
Почитаешь журов,так все режиссеры "получали по шапке"...сегодня по шапке не получают,но гениальных мультиков кот наплакал.
Обидеть художника может каждый... а, вот, чтобы знать некоторые элементарные вещи, как значение слова "художник" (в широком смысле), а также и то, что Юрий Норштейн по специальности (то бишь в узком смысле слова) является не художником-мультипликатором, а режиссёром-сценаристом мультфильмов, - это, видно, дано не каждому!