]]>
]]>

Гибель Виктора Цоя превратила «Дикий Восток» из вестерна в антиутопию

17:44 16.01.2017 , Денис Ступников

На исходе Года кино в Москве состоялся показ культового фильма Рашида Нугманова «Дикий Восток»

Стоп-кадр из фильма «Дикий Восток»

Обсуждение картины провел 22 декабря в музее «Пресня» доктор филологических наук, эксперт по рок-поэзии и рок-кино Юрий Викторович Доманский. Судьба у этого творения оказалась не менее увлекательной и нетривиальной, чем, собственно, его сюжет. Вдохновленный успехом «Иглы», Нугманов написал специально под Цоя сценарий иронического вестерна. Их встреча должна была состояться 21 августа 1990 года, но, по понятным причинам, сорвалась...

Удрученный режиссер хотел было закрыть проект, однако через год вернулся к нему, переписав сценарий. Действие перенесли из ленинградских окраин на южный берег Иссык-Куля, а в жанровом отношении лента стала напоминать черную комедию с антиутопическим подтекстом (или же артхаусный истерн). Таким образом, строки писавшего музыку для фильма Евгения Федорова из песни «Дождь» «на Дикий Восток через северо-запад Балтики» имеют совершенно осязаемую подоплеку.

Стоп-кадр из фильма «Дикий Восток»

Цоевскую роль загадочного Странника планировалось отдать Борису Гребенщикову, но тот после некоторых раздумий предложение отклонил. Вероятно, Нугманов руководствовался визуальным сходством своего персонажа с тем образом, который БГ воплотил в клипе на песню «Аквариума» «Поезд в огне». В итоге Странника воплотил на экране гитарист Константин Федоров, состоявший на тот момент в группе «Объект насмешек», а позже ставший одной из ключевых фигур в Tequilajazzz. Справился Федоров, прямо скажем, неплохо — в его исполнении экранный супермен вышел суровым, но при этом сострадательным и задушевным.

Стоп-кадр из фильма «Дикий Восток»

Одним из главных достоинств «Дикого востока» можно признать участие в нем недооцененного и безвременно ушедшего в 2007-м Александра «Рикошета» Аксенова. В 80-е он гремел со своим «Объектом насмешек», а в девяностые так и не нашел себя, хотя и продюсировал сборники «Новая волна питерского рока», плодотворно сотрудничал с рэперами, выпустил с лучшим другом Константином Кинчевым электронный альбом «Геополитика» и инициировал нашумевший трибьют Виктору Цою «КИНОпробы». Аксенову досталась роль Битника — легкомысленного бойца с повадками «пьяного мастера», над которым глумятся все, кому не лень, но который прикрывает с собой товарищей в тот момент, когда от него никто и не ждет подвига.

Стоп-кадр из фильма «Дикий Восток»

Специфика сюжета, отсутствие зрелищных постановочных драк, тягостная атмосфера и принципиальный отказ Нугманова от коммерческих стратегий сделали «Дикий Восток» фильмом «не для всех». У картины оказалась впечатляющая фестивальная судьба (от Чикаго до Токио и от Карловых Вар до Пусана), но в российский прокат он не вышел и на DVD не издавался. Во многом это произошло оттого, что лента явно опередила свое время. Многие находки оттуда использовались в недавних «Безумном Максе» и «Великолепной семерке», а сцены в логове криминальных байкеров предвосхитили траверсированные кровавые боевики Алексея Балабанова.

Стоп-кадр из фильма «Дикий Восток»

По большому счету, второй полнометражный фильм Нугманова стоит рассматривать как единое целое с вершинной «Иглой». При всем новаторстве своей формы (эксперименты со временем, анимационные вставки, музыкальные коллажи и т п..) «Игла» была устремлена в прошлое — недаром же Нугманов снабдил ее посвящением советскому телевидению. А «Дикий Восток» предсказал будущее нашей страны (засилье порнографии, криминальный разгул, тотальная инфляция и полное отсутствие всяких перспектив)— и не режиссера вина в том, что оно оказалось постапокалиптичным и аморфным. Даже саундтрек фильма включает маловразумительные стенания Евгения Федорова о глупой птице, тогда как туда гораздо больше подошли бы «пацанские» песни «Объекта насмешек», вроде «Жизни настоящих ковбоев». Да и разговор притесняемых байкерами лилипутов о том, что хорошо бы уйти под крыло к каким-то другим бандитам, но старые бандиты все же привычнее, звучит зловещим предзнаменованием «кастовой демократии», к которой мы фактически все уже пришли.

26 января в музее «Пресня» состоится просмотр и обсуждение фильма Валерия Огородникова «Взломщик» с Константином Кинчевым в главной роли. Начало в 19.00. 

Комментарии читателей
17.01.2017, 20:50
Гость: Algol - И?

)))))))))))))))
Просто сравнение дебилизма и откуда 1-й канал такой.
Часто ляпнуть и будет истина -а то когда разжевываешь - то истина удаляется
))))))))))))))))

17.01.2017, 13:52
Гость: И?

сам-то понял че сказал?

17.01.2017, 13:51
Гость: ну-ну

культовый фильм, которого никто не видел? что-то в этом есть, наверное...

]]>

]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.