«Довлатов»: Герман-младший свел счеты с брежневской эпохой
Кадр из фильма «Довлатов»
1971 год, первая неделя до очередной годовщины революции. Невостребованный молодой прозаик Сергей Довлатов пытается наладить отношения с женой и опубликовать свои произведения. Все редакционные двери для него закрыты. Он зарабатывает на жизнь журналистикой, но и здесь руководство ставит Довлатову палки в колеса и костерит на чем свет стоит за неуместный юмор в репортажах.
Приходится отводить душу на прокуренных богемных вечеринках, где тягуче читает стихи молодой Иосиф Бродский и демонстрируют свои авангардные полотна опальные художники. От отчаяния писатель заводит знакомство с фрондирующими фарцовщиками. Но и здесь неусыпное око КГБ не дает ему развернуться в полную мощь.
Как таковой биографии у Германа-младшего не получилось, да и цели ее показать он явно не ставил. Манера повествования в «Довлатове» максимально приближена к кинодокументалистике, благодаря чему улицы советского Ленинграда и его злачные места являются не менее важными составляющими ленты, нежели ее ключевые герои. Съемочная группа скрупулезно воссоздавала быт эпохи Застоя, использовав в фильме массу реальных артефактов той эпохи.
К сожалению, при просмотре фильма не покидает ощущение, что с этой самой эпохой Герман-младший сводит личные счеты. Не секрет, что его отец вращался в тех же кругах, которые показаны в фильме, пересекался с Иосифом Бродским и так же, как и будущий нобелевский лауреат, страдал от цензуры. Недаром красной нитью чрез весь фильм проходит тема внутренней и внешней эмиграции, в которую, по мнению режиссера, тогдашняя власть загоняла художников насильно.
Глядя на злоключения молодого Довлатова в декорациях предпраздничного советского Ленинграда, не раз вспоминаешь слова малоприятного персонажа из песни Александра Башлачева «Случай в Сибири»: «Ловко врезал ты по ихней красной дате».
Чересчур сгущать краски Герман-младший отнюдь не стесняется. В его фильме всеми отвергнутые поэты режут вены прямо в редакционных кабинетах, а «благородные» фарцовщики, дабы избежать ареста, бросаются под колеса автомобилей. Доходит и до откровенных курьезов: весь фильм Довлатов тщетно ищет ростовую немецкую куклу для дочки и французский коньяк для подкупа влиятельного публициста.
Вступив в негласное соперничество со снявшим «Конец прекрасной эпохи» Станиславом Говорухиным, Алексей Герман, на наш взгляд, проиграл. В отличие от говорухинской экранизации, присущего довлатовской прозе «легкого дыхания» у Германа не наблюдается.
В «Довлатове» совсем не отражен момент создания главным героем его бессмертных произведений, из-за чего у непосвященных может возникнуть недоуменный вопрос, с какой стати мы вообще должны сочувствовать этому неудачнику и содрогаться от мнимых ужасов брежневской эпохи?
Фото с сайта kinopoisk.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
это пыль у дороги сравнивая их с брежневской эпохой всеобщего процветания!сегодня да при сегоднешних они на коне такие как серебрянников и собчак с германами и мстят всей ненавистной ими нашей бедной с 90 годов стране.
У вас все теперь "миф".
Хоть кол на голове чеши. Смешиваете времена , людей знающих обсмеиваете ,навязываете
Персонажам своих крокодилов.Каша в головах.
.
Тебе б сейчас Довлатов сказал "абанамат!"(см.его одноименный рассказ)
Люди ростом метр с кепкой были невысокого мнения о Довлатове,190 см
Роста.
//// это ж классика////
P.S.
Генералы, писатели, дипломаты... стукачи
Леонид МУХИН, журналист-краевед
Порой в лагерной жизни в людях открываются такие стороны, которые, может быть, никогда не обнаружились бы в других условиях. Самой первой книгой об Озерлаге стала "Повесть о пережитом" Б. Дьякова, она вышла даже чуть раньше солженицынского "Ивана "Денисовича" и воспринималась как горькая правда о пострадавших коммунистах-ленинцах. Дьяков упоминает еще об одной книге, написанной в лагере Б. Четвериковым и Дмитриевским под громким названием "Мы -- советские люди". Через 20-30 лет после выхода в свет этих верноподданнических произведений пришлось пробиваться к истине с помощью авторов-некоммунистов, молчавших по понятным причинам все эти годы.