Татьяна Пельтцер носила звание «мать русского солдата»
Татьяна Пельтцер по праву считалась «главной бабушкой русского кино», потому что едва ли не младых ногтей актрисе доставались преимущественно возрастные роли. «Ее - уж не знаю почему - с молодых лет воспринимали как пожилую женщину. То ли у нее морщинки появились раньше, чем нужно, то ли она очень убедительно вживалась в роли старух - других ролей ей просто не давали», - рассказывала Нина Архипова.
Возможно, причина в том, что в кино Татьяна Ивановна начала сниматься действительно поздновато. Почти в сорокалетнем возрасте она дебютировала в 1943 году в комедии «Свадьба», где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Следом актриса появилась в драме «Она защищает Родину».
Свою же первую большую роль - Плаксину в мелодраме «Простые люди» - Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал «на полке». В постановлении Оргбюро ЦК ВПК(б) от 4 сентября 1946 года «О кинофильме „Большая жизнь“» фильм «Простые люди» был охарактеризован как «неудачный» и «ошибочный», в результате чего картина была выпущена на экраны только 25 августа 1956 года.
«Простые люди» не стал последним фильмом в творческом багаже Татьяны Пельтцер. По итогам роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» (1955) актрису стали звать «мать русского солдата». Режиссер картины Иван Лукинский признавался, что роли Евдокии Бровкиной изначально не придавал особого значения. Лишь когда посыпались письма, а критики восхитились актерской работой Пельтцер, в следующей картине «Иван Бровкин на целине» роль матери писалась уже специально под нее и с большим количеством сцен.
Театральный путь Татьяны Пельтцер отнюдь не был устлан розами. В «Московском Театре сатиры» она проработала целых 30 лет – с 1947 по 1977 год – однако ушла оттуда в результате скандала. «Марк Захаров, перешел из нашего театра, когда его назначили главным режиссером "Ленкома". Сделал он это деликатно по отношению к нашему руководителю Валентину Николаевичу Плучеку - не взял с собой никого из артистов, - рассказывала актриса театра Сатиры Нина Архипова. - Хотя и Татьяна Ивановна хотела с ним работать, и я бы, позови он меня, последовала бы за ним, да и другие актеры тоже...
Но Татьяна Ивановна просто не могла без Марка жить. Она устроила Плучеку маленький скандал прямо на репетиции - назвала его "старым дураком". Он вспылил, обозвал ее "безумной старухой", Пельтцер воспользовалась моментом и подала заявление об уходе. И Валентин Николаевич, который в другой ситуации никогда бы его не подписал, тут сказал: "Пожалуйста!". Татьяна Ивановна, которой только этого и надо было, тут же ушла в Захарову». В феврале 1977 года Пельтцер после скандала с главным режиссером театра Валентином Плучеком перешла в Театр им. Ленинского комсомола.
Пик востребованности Татьяны Пельтцер в кино приходится именно на 70-е годы. Так, в одном только 1974 году она умудрилась сняться в семи картинах! Зрителям запомнились яркие роли Пельтцер в фильмах «Свадьба с приданым», «Солдат Иван Бровкин», «Кабачок «13 стульев»», «Приключения желтого чемоданчика», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Вам и не снилось…», «Формула любви». Всего же за свою актерскую карьеру Татьяна Пельтцер снялась почти в 90 картинах.
Татьяна Ивановна была крайне жестким и требовательным человеком, такой же она запомнилась и по самым ярким своим ролям. В мелодраме «Вам и не снилось» (1980) она сыграла волевую бабушку, которая притворяется больной, чтобы отвадить внука от пагубной, по ее мнению, влюбленности в одноклассницу. В его же отсутствие она с видимым удовольствием курит и не прочь пропустить стаканчик пива.
Читать полностью: https://www.km.ru/kino/2019/06/06/vydayushchiesya-aktrisy-teatra-i-kino/...
В жизни Пельтцер также была заядлой курильщицей – вплоть до последних лет жизни. Как вспоминал впоследствии Александр Абдулов, даже потеряв память и не в силах вспомнить, как называются любимые сигареты, актриса просила его: «Дай мне вкусненькую».
Проблемы с памятью у актрисы начали проявляться в 80-е годы, когда она стала нередко забывать текст на подмостках. К началу 90-х у актрисы развилась подозрительность и мания преследования. В итоге в 1991 году она была помещена в общую палату психиатрической клиники, где ей пришлось несладко. После лечения Татьяна Пельтцер снова вернулась в театр, но она уже с трудом передвигалась, не могла запоминать текст, постоянно путала реплики, отмечает Polit.Ru . Последним ее спектаклем стала «Поминальная молитва» Григория Горина. Пельтцер играла старую Берту, роль, которую Горин написал специально для нее.
В 1992 году Татьяна Пельтцер, упав, сломала шейку бедра. К сожалению, для ее волзраста такой диагноз тогда означал практически смертный приговор, ибо следствием неподвижности становилось воспаление легких. Актриса ушла из жизни 16 июля 1992 года после инфаркта и пневмонии. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Кадр с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Удивительная женщина, заслуженная бабушка и мать во всех своих фильмах
Не только детское кино, но и Иван Бровкин был бы совсем не Бровкин и целина - не целина.
Две запомнившиеся с детства роли:
1) мама лётчика из "Жёлтого чемоданчика" - как она танцевала на крыше и облила водой сверху управдома (народная месть!)
2) бабулька из "Толи Клюквина", из-за которой он попал под машину.
Без Татьяны Ивановны Пельтцер наше детское кино было бы намного беднее!