Дания-Швеция-США. 2000. 110 минут.
Авторы сценария Андерс Томас Енсен (Anders Thomas Jensen), Кристиан Левринг (Kristian Levring)
Оператор Енс Шлоссер (Jens Schlosser)
(Jennifer Jason Leigh), Джанет МакТир (Janet McTeer), Крис Уокер (Chris Walker), Лиа Уильямс (Lia Williams)
Посещаемость - 10 199 зрителей в Дании
Кассовые сборы - $103,5 тыс. в США
Премии: приз за женскую роль (Дженнифер Джейсон Ли) на МКФ в Токио
Оценка - 5 (из 10)
Экзистенциальная драма
После первых трёх фильмов, созданных в рамках манифеста «Догма», могло создаться явное впечатление, что творцы зациклены на некой ущербной действительности, где героями оказываются педофилы, невротики, идиоты, олигофрены, пьяницы, прочие духовные и физические отщепенцы. Лихорадочное поведение камеры, как будто тоже сошедшей с ума, призвано было подчеркнуть динамику происходящего, намекнуть на существование мощной энергетики в том, что показывалось на экране. Хотя уже тогда было трудно отделаться от навязчивого ощущения, что «догматики» (в том числе самый талантливый из них Ларс фон Трир, неизбежно выламывающийся за пределы избранной эстетики и принятых «обетов целомудрия») по-прежнему страдают от художественной клаустрофобии, даже выйдя из замкнутых эстетских изысканий навстречу живой реальности, буквально - переместив действие в загородные дома или в деревню, поближе к матери-природе. И вопреки завету авторского невмешательства в естественный ход развития событий, режиссёры только то и делали, что постоянно подминали под себя и словно насиловали в извращённой форме вдруг открывшуюся им действительность, которую они почему-то воспринимали как агорафобы, то есть боящиеся открытого пространства, у кого голова сразу идёт кругом от одного вида жизни вне зазеркалья. Вот и своего рода «операторская дистония» свидетельствовала о том же предобморочном состоянии, после чего должен был последовать неизбежный коллапс.
Это как раз и произошло в «Догме №4» - ленте «Король жив» Кристиана Левринга, одного из подписантов манифеста. Умчавшись в неведомые дали какой-то африканской пустыни, якобы распростившись с ограниченной тематикой поднадоевших историй бытового промискуитета и чуть ли не поголовного идиотизма (неважно - природного или добровольно избранного), ринувшись в объятия абсолютно новой естественности, перенесясь из так называемой цивилизации в варварский, первобытный мир людей, фактически борющихся за выживание, очередной «догматик» всего лишь продемонстрировал, что от себя не убежишь. Помнится, эту безысходную истину постигал Дэвид Локк в картине «Профессия: репортёр» Микеланджело Антониони, одной из самых точных и безжалостных среди тех, что обращались к проблеме человеческого отчаяния на фоне безжизненных пространств. А «Король жив», особенно из-за разыгрывания героями шекспировского «Короля Лира» и присутствия в кадре известных актёров, изображающих безвестных странников пустыни, приобретает вообще искусственный, надуманный характер. И чего, спрашивается, трагедию вымучивают? Может, было бы лучше, если бы они ломали комедию?
Вот тут и постигаешь, что ранней «Догме» катастрофически (даже лучшему фильму «Идиоты») не хватает иронии, юмора, шутовства в высоком смысле этого слова. Неслучайно Шут из «Короля Лира» как-то потерялся в самодеятельной интерпретации персонажей ленты «Король жив», которые, кстати, ведут себя в африканской пустыне так, словно никуда не уезжали из порочного и грязного мира метрополий. Поскольку у третьей («Последняя песнь Мифунэ») и четвёртой («Король жив») «догматической» картин один и тот же сценарист Андерс Томас Енсен, вполне можно представить, что участники увеселительной поездки на автобусе просто отправились неподалёку за город и заблудились, потом вволю продемонстрировав свойства «террариума единомышленников», присущих любому коллективу закомплексованных горожан.
Печальный опыт Кристиана Левринга знаменателен ещё и тем, что он фактически открыл путь для международной экспансии «Догмы», которая резво устремилась на просторы мирового кино, захватывая посторонних приверженцев и надеясь подобным экстенсивным образом ликвидировать свою территориальную и художественную замкнутость.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий