]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Вор
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Вор

Год:
1997
Продолжительность:
99 мин.

Россия-Франция. 1997. 99 минут.

Автор сценария Павел Чухрай

Оператор Владимир Климов

Художник Виктор Петров

Композитор Владимир Дашкевич

Оценка - 7,5 (из 10).

Премии: Золотая медаль президента Сената и приз ЮНИСЕФ на МКФ в Венеции; призы за режиссуру и главную мужскую роль на «Киношоке»; номинации на «Золотой глобус», «Оскар» и «Феликс»; 6 премий «Ника» - за фильм, режиссуру, женскую и мужскую роли, музыку и персонально продюсеру Игорю Толстунову.

Драма.

Не в первый уже раз повторяю одну из своих излюбленных мыслей, что порой действительно полезно посмотреть какие-то нашумевшие и бурно обсуждавшиеся фильмы спустя год-два после их появления. Вот и сейчас, впервые увидев картину «Вор» лишь на канале НТВ, я не без изумления обнаружил, что, пожалуй, напрасно отечественные, а особенно зарубежные доброжелатели хотели изменения ее финала. Мне показалось, что там (пусть и с неизбежной прямолинейностью и иллюстративностью) схвачен и передан один из основополагающих комплексов советско-российского менталитета, который остро мучает нас до сих пор и никак не дает вырваться за пределы давно вроде бы изжитого опыта личной биографии и судьбы всей страны. Те войны, на которых с идеологической целью прославленные Александры Матросовы или безвестные, никому не нужные солдаты в Афганистане и Чечне жертвовали своими жизнями якобы во имя отечества, нередко были нужны им самим для ликвидации потайного или все же ощущаемого на уровне сознания детского «комплекса безотцовщины» и исступленного поиска Отца (не Бога, но Вождя народов, «общественного Пахана», по крайней мере, отчима-заменителя). Однако родимое отечество не без цинизма пользовалось этими жертвами - не то что равнодушно, а словно теряя счет, легко расставаясь с миллионами несостоявшихся сынов Авраамовых. Оно относилось к ним как к пасынкам, которых не жалко отправить воровать, убивать или даже совершать героические поступки.

Почему же в таком случае «Вор», пусть и оказался участником кинофестиваля в Венеции, а потом номинантом «Золотого Глобуса» и «Оскара», все-таки остался без надлежащих призов?! Нюанс современной политкорректности заключается в том, что советские солдаты, подло брошенные правительством на произвол судьбы в Афганистане, еще могут быть представлены как невинные жертвы («Пешаварский вальс»), но вот даже самый благородный российский офицер в Чечне, милостиво позволивший гражданским беженцам занять вагоны в эшелоне, отправляемом из опасного региона, уже не годится стать объектом для сочувствия («Вор»). Неописуемый восторг у нас и на Западе способен вызвать лишь юный герой, хотя он в своем послевоенном детстве был прямым соучастником воровских афер уголовника Толяна, выдававшего себя за армейского капитана с военным прошлым и боевыми заслугами, а также обманывавшего доверчивого Саньку, что будто бы выколол на своей груди орлиный профиль Отца народов исключительно из-за... родственной, сыновней принадлежности к нему.

Основное действие ленты знаменательно происходит в конце 1952 года, в канун грядущей кончины «всеобщего Пахана». И есть на самом деле некая неуловимая связь между вынужденным воровством шестилетнего пацана (кстати, Павел Чухрай дал ему свой личный, 1946-й год рождения, а при создании фильма использовал дворовые впечатления детства), его предательством памяти погибшего на войне родного отца, боязливо-преклоняющимся принятием временного отчима-профессионального вора и страхом-почтением перед якобы бессмертным Сталиным. Даже рецидив энуреза в двенадцатилетнем возрасте и попытка Саньки тайком избавиться от навязчивого прошлого при помощи пистолета перекликается по времени происходящего (уже миновал 1958-й!) с общественными усилиями столь же по-подростковому опасливо преодолеть «культ личности». И проще всего увидеть в том, что мальчишка потом стал военным, был приучен убивать по профессии, а в 1994 году попал в Чечню, своего рода наглядный пример неистребимости «сталинского начала», стремления все решать силой и с большими людскими потерями. Однако в несколько декларативном жесте выросшего героя по отношению к чужим людям, спасающимся от войны, которая идет уже в своем отечестве, чувствуется его желание внутренне освободиться от тягостных воспоминаний о собственном сиротстве и по-отечески (тем более, если родина давно позабыла об исполнении отцовского долга) позаботиться о бесприютных и изгнанных.

Кстати, для Павла Чухрая этот мотив - вообще сквозной в творчестве, начиная с дипломной работы «Вольному - воля» (по рассказу Всеволода Иванова «Дите»). А наиболее диссидентски по отношению к режиму он прозвучал (пусть глухо, с косвенным намеком) в недооцененной многими «Клетке для канареек», где в 1983 году - сразу после смерти Брежнева, еще одного генсека-геронтократа - кажется, впервые возник в отечественном кино образ одинокого солдата на вокзале, предположительно покалеченного в Афганистане (там была еще и дальняя перекличка с «Чистым небом» Григория Чухрая!), который симптоматично сопоставлялся с неприкаянным подростком, опять же вовлеченным в воровство. Он зачем-то стащил, помимо чемодана, еще и клетку для канареек - и сам казался унылым и пугливым кенаром, попавшим в ловушку чуть ли не с момента рождения. Вырваться на волю из пожизненной клетки - это чувство владеет и Санькой в «Воре». Да и все мы по-прежнему пребываем сиротами в своем отечестве, которому наплевать на собственных граждан, воспринимаемых им лишь в качестве «лохов» или «фортушников по случаю».

Газета «Экран и сцена».

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров: Россия хочет понять, что стоит за ультиматумом Трампа
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Адаптация пчел «Улица Есенина» (интернет-сингл)
Какая война ведётся против России на самом деле
Горшенев в Петрозаводске дал инструкцию по получению счастья
Ермак! «Манкурт»
Романтика провинциальных городов «Вечное лето» (интернет-сингл)
Dymytry «Revolt»
QUEENtet Сергея Мазаева показал самые надежные скрепы
Новый мировой порядок наступает, или Светлое будущее отменяется
«СССР – какой была и чего добилась исчезнувшая сверхдержава. Ненавистники СССР могут бесконечно бормотать свои слабоумные мантры, что страна была обречена с самого рождения»
«Калинов Мост», 9 октября, ККЗ «Панорама» (Тверь)
Спектакль Гарика Сукачева «Сашашишин»: давай убьем любовь
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.