Франция. 1991. 240 минут.
Авторы сценария Паскаль Боницер, Кристин Лоран и Жак Риветт по мотивам романа «Неизвестный шедевр» Оноре де Бальзака
Режиссер Жак Риветт
Оператор Вильям Любчански
Художник Маню де Шовиньи
Музыка Игоря Стравинского
В ролях: Мишель Пикколи, Эмманюэль Беар, Джейн Бёркин, Марианн Деникур, Давид Бурштейн.
Оценка - 10 (из 10).
Премии: Большой приз жюри на МКФ в Канне.
Философско-артистическая драма.
Эта лента - для одного с режиссером сорта зрителей, подлинных фанатов кино, которых, разумеется, не так уж много. Казалось бы, нет ничего более противоположного, нежели кинематограф (этимологически - «зафиксированное движение») и тщательное, дотошное, наверняка скучное для большинства любителей занимательного действия, почти отрешенное наблюдение за тем, как художник делает наброски (один за другим) к своей картине, ведя пространные беседы со своенравной натурщицей. Конечно, кого-то может привлечь рискованная авантюра режиссера, в которую согласилась включиться молодая французская кинозвезда, восхитительная Эмманюэль Беар, немалую часть экранного действия позирующая совершенно обнаженной и ведущая себя абсолютно естественно и раскрепощенно. Анекдота ради надо отметить, что первоначально на нашем пиратском видеорынке появилась какая-то азиатская копия с неумело вставленными цензурными наклейками, которые должны были стыдливо прикрывать то, что у женщин называется «холмом Венеры». Ханжество неведомых блюстителей нравственности тем более глупо и смешно, поскольку с таким же успехом можно было бы прятать от любопытствующих взоров многочисленные живописные изображения Венер и Данай, а «Прекрасная спорщица» вполне сопоставима именно с полотнами мастеров кисти, в то же время оставаясь примером «тотального кино».
Было бы справедливо напомнить, что первопроходцем запечатления на экране сиюминутного процесса творчества художника был тоже француз Анри-Жорж Клузо, создавший в 1956 году «Тайну Пикассо». В «Прекрасной спорщице» участвовал живописец Бернар Дюфур, чью руку мы видим в кадре, когда герой Мишеля Пикколи делает мгновенные зарисовки. Но в отличие от уникальной попытки постижения загадки гения Пабло Пикассо, предпринятой Клузо, его соотечественник Риветт в большей степени и по-хорошему одержим стремлением ухватить, не дать выскользнуть прочь и испариться в воздухе прихотливому, капризному, соблазняюще-манящему и кокетливо-увертывающемуся вдохновению. Оно действительно подобно красивой девушке, пробудившей в шестидесятилетнем художнике, который уже лет десять находится в кризисе и артистическом простое, самое сильное желание на свете - желание творить. Ее можно назвать возрожденной музой живописца, тем более, что его сорокалетняя жена Лиз, когда-то являвшаяся столь же влекущей к творчеству «прекрасной спорщицей», теперь уже не вдохновляет - будто осуществилось мистическое пророчество о художнике и жене-модели из «Овального портрета» Эдгара Аллана По.
Кстати, фильм Риветта инспирирован другим сочинением литературы XIX века - «Неизвестным шедевром» Оноре де Бальзака, хотя он так же современен, свободен по сути, независим по характеру и умен, как и юная Марианн, принявшая приглашение Эдуарда Френхофера стать его натурщицей. Американский критик Роджер Эберт точно подмечает: «ее красота, возможно, происходит из рая, но ум целиком принадлежит ей самой». Любопытно, что как раз в США Эмманюэль Беар снялась за 4 года до «Прекрасной спорщицы» в ленте «Свидание с ангелом», сыграв роль, естественно, ангела, спустившегося с небес к нуждающемуся в спасении музыканту. Пусть она номинально не является божественным существом у Жака Риветта, но воплощает, словно вопреки зримой и поистине соблазняющей телесности своего пребывания на экране, некую «эфирную красоту», неземную сущность. Камера оператора Вильяма Любчански уподобляется карандашу и кисти, рискуя мгновенно запечатлеть это присутствие тайны. А сам фильм превращается в метафору вечного и неукротимого стремления постичь не только загадку другого человека, тем более такой прекрасной молодой женщины, но и величие сиюминутного, быстротекущего времени, которое незаметно, неуловимо переходит в круговорот природы и жизни, в коловращение недоступного Бытия.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий