СССР. 1975. 92 минуты.
Автор сценария Виктор Розов
Режиссер Родион Нахапетов
Операторы Владимир Климов и Константин Супоницкий
Художник Сергей Портной
Композитор Богдан Троцюк
В ролях: Вадим Михеенко, Вера Глаголева, Петр Глебов, Борис Андреев, Мария Виноградова, Элла Леждей, Владимир Зельдин, Андрей Ростоцкий, Михаил Голубович, Лариса Кадочникова, Махмуд Эсамбаев.
Оценка - 7,5 (из 10).
Молодежная драма.
Родион Нахапетов исключает историю Виктора Розова из важного социального контекста (вспомним, что сценарий «А, Б, В, Г, Д», а затем пьеса «В дороге» были написаны в начале 60-х годов о юноше из поколения, родившегося в войну, который бунтует против лицемерия и приспособленчества взрослых). Вероятно, это справедливо. Наивно через 15 лет воплощать на экране актуальную ситуацию ушедшего времени. Режиссер оставляет главное - нравственный максимализм, неуспокоенность героя, напряженный поиск самого себя, своего места в жизни, считая, что эти проблемы не могут не волновать молодых людей в любые времена. И если внимательно вглядеться в замысел фильма, можно увидеть тему человеческой обособленности, отъединенности героя, ищущего ответы на мучающие вопросы прежде всего в себе, а не в окружающем мире. Социальный инфантилизм определенной части современной молодежи - вот тот контекст, который нашел Нахапетов для более глубокого раскрытия метаний и стремлений молодого героя 70-х годов.
Режиссер сознательно опускает прошлое Володи Федорова, давая лишь в намеках то, что заставляет его рваться на край света: мелочная опека и нравоучения родителей; неудовлетворенность заранее уготовленной ими судьбой - институт, работа в солидном учреждении, разные преимущества и привилегии; суета столичной жизни, когда некогда побыть наедине с самим собой, задуматься над смыслом жизни. Володя одержим мечтой о неизвестности, непрекращающемся движении, постоянной перемене мест. Стремление на край света равнозначно полету, освобождению души от всего мешающего, сдерживающего, привязывающего. Героя влечет неведомое, неопределенное - ведь он из тех, для кого загадочное многоточие интереснее обязательной точки. Мчится к черту на кулички в надежде, что все там иначе, и можно начать жизнь сначала, попробовать себя в новом качестве, в другой ипостаси.
Но дело в том, что географическое передвижение в пространстве не тождественно внутренним изменениям души. Володя не может враз перестроиться и остается интровертом, замкнутым в себе, озабоченным собственными переживаниями и не замечающим никого вокруг, никому не сострадающим. В этом смысле он действительно парень без чувств, лишенный способности любить и понимать людей. Нравственный максимализм Володи рождает в нем неудовлетворение, желание все отрицать, ставить под сомнение, не соглашаться с теми истинами, которые внушают другие. Он хочет дойти до всего сам, разобраться в жизни без чьей-либо помощи, поскольку убежден в своем праве строить собственную судьбу. Эгоцентризм Володи мешает ему понять, что судьба не творится на пустом месте, в каком-то вакууме, без контактов с людьми. Герой слепо верит в иллюзорность того, что, открывая себя, вглядываясь в прихотливую смену настроений, реакций, поступков, можно познать мир. «Край света» интересен Володе тем, что там он надеется лучше понять себя - вне людской толпы, наедине со своей незнакомой сущностью. Ему просто нужно зеркало с собственным отражением. Индивидуальность приобретает индивидуалистические черты.
Но для Родиона Нахапетова все это - только изначальный посыл, точка отсчета, с которой начинается постепенное развитие характера, самоопределение души... Это происходит благодаря отказу от обособленного существования, по линии установления связей с другими людьми и возникновения человеческих отношений, чувства ответственности за близкого человека... В образе Симы представлен нравственный идеал авторов картины. Девчонка с наивной и доверчивой душой увязывается за Володей как собачонка, упрямо сносит оскорбления, но не отстает, заботится, переживает, болеет всем сердцем. Может, поэтому просыпаются в Володе дремавшие в глубине души искренние чувства, и он впервые видит в ближнем своем не серость и посредственность, а человека. Так постигается житейская мудрость: человек начинается с признания другого человека.
Не так уж бесчувствен герой, если может удивиться естественным и чистым взаимоотношениям молодоженов, живущих на хуторе, сострадать другим людям и, наконец, пережить душевное потрясение от утраты Симы, ставшей такой дорогой и близкой. Здесь есть сознательное заострение ситуации, для того чтобы Володя в тяжелом жизненном испытании смог переоценить собственную жизнь. Хотя, быть может, внезапный мелодраматизм излишен. Перемены в душе героя происходят исподволь, в дороге, во встречах с людьми, в общении с Симой. Рано или поздно он бы понял ограниченность и уязвимость своего отношения к жизни, научился быть сдержанным в словах и поступках и, не отказываясь от максимализма, не теряя требовательности к окружающему миру, стал бы непримирим к самому себе. В поездке «на край света» (если есть что за душой) существует возможность заново открыть мир и людей, приобщиться к ним - и так найти себя. Нахапетов верит в своего героя и заставляет нас поверить в него. Человек не застрахован от ошибок и просчетов, когда ищет точку приложения ресурсов собственной индивидуальности.
Поэтому не будет большой натяжкой предположение, что этим образом режиссер словно дополняет историю героев, которых сыграл как актер. Володя из фильма «На край света...» - будто Тимур («Нежность») или Родин («Влюбленные») в ранней юности. Они ведь тоже не сразу обрели искомую нравственность поступков и духовность... Володя, выросший не в детдоме, а в благополучной семье с отцом и матерью, как ни странно, оказался в юности более одинок и не понимаем. То, что он смог преодолеть пренебрежение и недоверие к людям, усвоить полученные в путешествии по свету уроки доброты, говорит о потенциальной духовности, скрытой за внешней бравадой в целях самозащиты...
Манера ленты изобразительно экспрессивна - неуспокоенность Володи, стремление к переменам переданы также при помощи движения камеры: проездов, съемок с рук, с вертолета. Безграничность и изменчивость мира вокруг героев - в мелькании пейзажей, в воображаемом полете над землей. В этом непрерывном движении, оторванности от реальности Володе по-прежнему некогда задуматься над собой, увидеть рядом людей. Крупные планы лиц словно призывают остановиться, вглядеться. В наиболее важные моменты режиссер прибегает к стоп-кадрам: Сима сообщает, что она - приемная дочь; Сима умирает в больнице; финальный крупный план глаз героини тоже можно считать стоп-кадром. Так в пластическом ряду картины выражено открытие, сделанное героем: на «краю света» надо искать человека в других, а потом в себе.
Фрагмент из буклета «Родион Нахапетов».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий