Дания-Франция. 1998. 117 минут.
Автор сценария Ларс фон Трир
Режиссер Ларс фон Трир
Операторы Каспер Хольм, Еспер Яргил, Кристофер Нюхольм, Ларс фон Трир
Художник Лене Нильсен
В ролях: Бодиль Ёргенсон, Енс Альбинус, Анне Луизе Хассинг, Троэлс Любю, Николай Ли Каас, Хенрик Прип, Луис Месонеро, Луизе Миритц, Кнуд Ромер Ёргенсон, Трине Микельсен, Анне-Грете Бьяруп Риис, Паприка Стин.
Оценка - 8 (из 10).
Трагикомедия.
Насколько туп фильм «Торжество», настолько умна лента Ларса фон Трира, главного инициатора нового кинематографического движения под названием «Догма», которому теперь на волне моды желает следовать кто угодно, не очень-то понимая, а главное, не будучи способным соответствовать высоким и благородным целям резких и решительных перемен в самом принципе киномышления. И подобно тому, как картина «Идиоты» оказывается горькой эпитафией по утопическому стремлению отдельных индивидов обнаружить в себе «внутренних идиотов» и таким образом освободиться от сдерживающих личных комплексов и мешающих условностей общества, так и отчаянная идея Ларса фон Трира изменить кинематографический ландшафт извращается другими (в том числе приближенными соратниками) и превращается в свою полную противоположность.
Во-первых, в «Идиотах» есть редкостное соответствие стиля и манеры изложения материала самому этому материалу, сюжету и содержанию фильма. Ручная камера, съемка не в фокусе и с недостаточным освещением, рваный монтаж (хотя в этом можно бы углядеть явное вмешательство автора в действие - вопреки проповедуемым принципам «Догмы»), жизнь, заснятая как бы врасплох и наобум, создание впечатления, что перед нами словно документальная лента (интервью за кадром берет сам режиссер) или же реконструкция событий их участниками... Все это точнее совпадает с рассказываемой историей группы еще сравнительно молодых датчан, которым нравится изображать из себя идиотов. Не реализовав свои чувства, желания, стремления и амбиции в частной или общественной жизни, они пытаются компенсировать это в неуправляемом выплеске подспудных инстинктов, возвращаясь будто в бессознательное, первобытное, лишенное разума состояние людей на самом нижнем уровне развития. Однако несколько человек, собравшихся вместе и даже объединенных общим интересом (пусть он безумен со стороны!), неизбежно начинают вступать в конфликтные отношения друг с другом, не говоря уже о противодействии общества, остающегося где-то за пределами «сообщества идиотов», но все равно вторгающегося и подтачивающего веру в то, что можно долго оставаться сознательными придурками в своей коммуне в загородном доме, принадлежащем дяде одного из них. Тем более они оказываются не в состоянии «ломать комедию» непосредственно в социуме или в своей семье - одна лишь Карин, случайно попавшая в эту компанию, может бросить подлинный вызов собственным родственникам, всегда поступающим правильно, осмысленно и целесообразно. Впрочем, она сделала это еще раньше, исчезнув на пару недель после смерти своего сына, предпочтя «дурное общество», где вдруг почувствовала себя почему-то счастливой. Из-за чувства свободы?
Во-вторых, очень важно, что все поведано как бы в ретроспекции, подтверждая довольно грустные воспоминания «бывших идиотов» о том, что уже прошло и что невозможно вернуть назад. Здесь тоже можно заметить несомненное нарушение сценаристом и режиссером целомудренных обетов провозглашенной «Догмы», потому что он искусно выстраивает композицию фильма по сюжетообразующему, а главное - смысловому принципу. Исповеди перед камерой нынешних тридцатилетних, которые вполне могли бы быть детьми «детей цветов» из бунтующего, хиппующего, сексуально и морально раскрепостившегося поколения 60-х годов, создают столь необходимое ощущение временной дистанции. Но прежде всего точнее работают на мысль о неизбежном крахе любых утопий о свободе личности, устранении всех барьеров и рамок, а кроме того, свидетельствуют о непременном преодолении «вольнодумских настроений», свойственных в первую очередь молодости, и о возобладании здорового консерватизма, своеобразного инстинкта самосохранения общества и человеческой цивилизации вообще.
В этом плане «добровольные идиоты» выступают не только как стихийные ниспровергатели устоев и догм, но и в качестве последних романтиков и идеалистов ХХ века. А сам Ларс фон Трир со товарищи тоже выглядит наивным мечтателем, который думает, что при помощи «Догмы» можно перевернуть творчески окостеневший и коммерчески продавшийся кинематографический мир, в основном американский, озабоченный только созданием иллюзорных зрелищ для самых широких масс на всей территории планеты Земля. Это течение ожидает такая же печальная участь, как и добрым словом поминаемые датским режиссером другие направления - французская «новая волна» и «период лондонского свинга».
Но личная и художественная честность не позволяет ему в конкретном случае с фильмом «Идиоты» уйти от осознания бесперспективности всевозможных «групповых занятий» (мне кажется, что и в миг ставшая «притчей во языцех» сцена общего обнажения героев и их совместного секса является драматической кульминацией, после которой просто неотвратим разрушительный финал). И лишь индивидуальное усилие той, которая словно и не была «посвящена в идиотов», как и сугубо частное творческое достижение Ларса фон Трира, безусловно, не укладывающегося в тесные рамки самим же придуманной «Догмы» и оказывающегося «внутренним идиотом» уже по отношению к ней, способны стать истинными проявлениями человеческой свободы. Вот подлинное торжество естественной и незаемной независимости духа! А то, что эта лента анекдотически не получила премий, уступив их жалкой эпигонской картине «Торжество», лишний раз подтверждает: настоящий талант так же неудобен и презираем, как и человек, сумевший остаться идиотом тогда, когда другие уже преспокойненько вернулись в лоно нормального, пресыщенного существования.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий