«300 спартанцев» (300) США, 2007 год, 117 мин • Постер фильма
Сценарий: Зак Снайдер, Фрэнк Миллер
Оператор: Ларри Фонг
Давайте сразу договоримся, «300» - это экранизация комикса. Да, комикса, а не учебника истории – так что все претензии к исторической недостоверности и фактическим ошибкам, тактическим схемам войск и облику главных героев жалующиеся могут оставить где-нибудь в другом, желательно максимально далеком от кинозала месте. Придираться к неточностям «300» это также неумно, как придираться к тому, что взрывы в «Звездных войнах» в открытом космосе случаются с оглушительным грохотом. Снайдер и Миллер, равно как и Лукас, прекрасно осведомлены о том, что и как, и без мнения лишенных сердца и толстокожих педантов. Вот теперь, когда вы подготовлены тому, что «300» это фантазия, стилизованная под античный эпос и при этом абсолютно вневременная, можем переходить к основной части. И хотя рассказ будет о Спарте, и противостоянии греков и персов, не ждите урока истории…
Спарта. Родина воинов и храбрых мужей, для которых единственное ремесло – война. Правит в Спарте царь Леонид, человек благородный и принципиальный. Однажды персидский правитель Ксеркс, уже покоривший половину мира и уверовавший в свою богоподобность присылает к Леониду своего посла. Посол предлагает спартанцам сдаться на милость царя Ксеркса без сопротивления и открыть путь к остальной Греции, но гордый Леонид выслушав предложение перса, отправляет его на дно глубокого колодца, а сам решает идти войной против Ксеркса. Однако подкупленные персами уродливые прорицатели-эфоры благословения на войну своему царю не дает, а перебежчик из городского совета уговаривает старейшин не посылать войска против Ксеркса. Приходится Леониду взять 300 своих самых верных воинов, назвать их своими телохранителями и отправиться на «прогулку» к Огненным вратам, стратегически выгодному месту, где 300 человек вполне могут удержать многомиллионную армию Ксеркса. Поначалу все идет хорошо, пока родившийся уродом спартанец Эфиальт, обиженный на отказ Леонида принять его в ряды воинов не указывает войскам Ксеркса тайну тропинку для обхода лагеря спартанцев…
В первую очередь «300» - это потрясающе красивые батальные сцены, но это еще не все. «300» - это удивительно тонкая стилизация не только под жанр, который критики окрестили неонуар. «300» сделаны по всем канонам античного героического эпоса. Отсюда и пафос в речах и масштабность подвигов. Ну и самое главное, по всем канонам, великие подвиги не отделимы от великих страданий. Все древнегреческие герои перемежали в своей жизни подвиги и испытания. А самое большое из страданий для героя – это поступиться своей гордыней. А поступаться ей героям придется часто: и Леониду, и его жене, и его врагу Ксерксу и даже уроду Эфиальту придется свыкнуться с мыслью о том, что ради достижения цели придется жертвовать своими амбициями, даже если иногда жертва будет напрасной. Поэтому несмотря на всю свою «комиксовость», «300» гораздо ближе по духу к творениям Гомера, чем, допустим «Троя».
Впрочем, несмотря на это, «300» - это все же комикс. И дизайн персонажей, и характер схваток не дает забыть об этом ни на минуту. Войска Ксеркса – это вообще отдельный разговор. На стороне персов воюют представители разных покоренных ими народов: и воины-тени под предводительством огромного «огра-как-из-властелина-колец», и африканские дикари с дрессированными гиппопотамами и аравийские «гранатометчики». Сцены боя сняты с потрясающим вниманием к деталям. Ритм менятеся от быстрого до очень медленного, при котором можно рассмотреть все стадии нанесения смертельного удара. При этом ни о каких эффектах «дрожащей камеры» нет и речи. Вместо суматохи слаженность и плавность движений.
При этом экшен составляет лишб чуть больше половины фильмы. Остальное – разговоры о чести, благородстве, долге перед родиной и любовью к семье. Леонид в своей взрослой ипостаси появляется сперва как правитель, заботливый отец и любящий муж, и только потом как беспощадный воин и опытный стратег. Так что спартанцы в «300» получились людьми суровыми, но обаятельными. Ну и исполнитель роли Леонида, Джеррард Батлер, своей игрой заставляет опечалиться. Опечалиться от того, что гладиатора Максимуса играл печально-тоскливый Рассел Кроу, а не он.
В общем, «300» - это очень красивое кино, отличная стилизация и великолепные боевые сцены. Детям показывать не стоит (хотя жестокость, про которую так часто говорили, в этом фильме по сравнению в бойней из какой-нибудь «Пилы» и боевых сцен «Спасти рядового Райана» выглядит просто игрушечной), а вот женщинам даже нужно. А мужчинам так и вовсе обязательно.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий