]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Я скажу: "Не надо рая..." (о фильме "Правда о щелпах" Алексея Мурадова)

17:28 1.12.2003

Фантасмагория всей российской действительности, дававшей немало поводов для художественного осмысления столь зыбкого существования между тем и этим светом, является единственным главным героем "Правды о щелпах"...

• Постер фильма
Россия. 2003. 129 минут.

Авторы сценария Леонид Порохня, Алексей Мурадов

Режиссёр Алексей Мурадов

Оператор Роберт Филатов

Художники Евгений Потамошнев, Валерий Лукинов

Композитор Александр Пантыкин

В ролях: Камиль Тукаев, Алексей Шлямин, Леонид Окунев

Премии: приз на фестивале «Кинотавр» трём исполнителям главных ролей

Оценка - 7,5 (из 10)

 

Драматическая фантасмагория

 Уже во второй раз в нынешнем киносезоне доводится с удовольствием отказываться от собственного предубеждения против создателей нового фильма, чья предыдущая работа вызывала раздражение и неприязнь. Я уже писал о своих удивительно благоприятных впечатлениях, возникших с первых кадров «Прогулки» Алексея Учителя, снятой вновь по сценарию Дуни Смирновой. А симпатия к картине «Правда о щелпах» Алексея Мурадова возникает не мгновенно, тем более, что поначалу трудно вообще понять (как и трём равнозначным героям в исполнении Камиля Тукаева, Алексея Шлямина и Леонида Окунева, неслучайно отмеченных общей премией на «Кинотавре»), что вокруг происходит и на каком, собственно говоря, свете они обитают, если кто-то позвал их на похороны вовсе неведомой старушки. Это похоже на чей-то пьяный розыгрыш или злую шутку одного из друзей (в данном случае выясняется, что проводить в последний путь бывшую соседку-божий одуванчик пригласил давний школьный приятель, ныне ставший весьма важной персоной, крупным бизнесменом).

 

Почему-то из ряда возможных аналогий вспоминаются «провинциальные пьесы» Александра Вампилова, где персонажи тоже попадают в трагикомические ситуации, то перепив в номере заштатной гостиницы, то опоздав на пригородную электричку, или же, как самый нервный и отчаявшийся вампиловский тип, почти всё растерявший в своей жизни и готовый к самоубийству Зилов из «Утиной охоты», заранее получив от «благожелателей» поминальный венок на дом. Ведь и «Правда о щелпах», сочинённая Алексеем Мурадовым вместе с Леонидом Порохнёй, который 10 лет назад был причастен к появлению фантасмагорической «Патриотической комедии» Владимира Хотиненко, является своего рода анекдотом-трагифарсом о жизни «прошлым летом в Чулимске», даже если в качестве подобного «занюханного городишки» выступает уральская столица Екатеринбург, совершенно не производя впечатления как большой промышленный и социальный центр на границе Европы и Азии.

 

«Правда о щелпах» даже строится по принципу слома и выворачивания наизнанку не только привычных зрительских представлений, навязчивых штампов восприятия, набивших оскомину стереотипов поведения людей и образа их существования «далеко от Москвы» (с таким же успехом можно было бы по-вампиловски «остранить» жизнь в российской глубинке косвенным намёком на элитарно-таинственный Мариенбад). Несколько абсурдистский приём вольно текущего повествования, которое вполне может быть уподоблено «потоку сознания», точнее - горячечному бреду одного из завсегдатаев пельменной, которая сама по себе похожа на «местный рай районного масштаба», способен смутить ревнителей продуманных сюжетных конструкций и выверенного ритма действия. Эта лента действительно оказывается уязвимой с точки зрения хронометража и из-за наличия излишне проходных или вообще демонстративно-прямолинейных сцен, словно из документального репортажа (к тому же Мурадов - бывший документалист), как, допустим, явно вставной эпизод в доме для детей с умственной задержкой в развитии.

 

Однако вознамерившись негодовать в связи с такой политкорректной пафосностью (что, кстати, на корню сгубило дебютный фильм режиссёра «Змей», которому вдобавок катастрофически недоставало хотя бы злой иронии, не говоря уже о чёрном юморе), вдруг соображаешь, что данный момент выполняет такую же роль шокового прорыва к подлинной, а не некой инсценированно-клоунской реальности, как и эпизод на собачьей живодёрне в «Астеническом синдроме» Киры Муратовой. И тогда становится понятно, что фантасмагория всей российской действительности, дававшей немало поводов для художественного осмысления столь зыбкого существования между тем и этим светом (условно говоря, можно прочертить длинную линию от гоголевских «Мёртвых душ» до другой поэмы «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, а в кино упомянуть, например, «Парад планет» Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе), является единственным главным героем «Правды о щелпах».

 

Если наконец-то пояснить загадочное название картины, которое остаётся довольно туманным даже для тех, кто её посмотрит, то наиболее важным будет сравнение этих самых щелпов отнюдь не с заграничными «полтергейстами» или возникшими во времена перестройки «барабашками», а с давними российскими фольклорными персонажами. Между прочим, в «Патриотической комедии» действовал домовой, а тут заходит разговор между тремя друзьями о том, как они ещё в детстве и юности изо всех сил пытались подтвердить существование местных, уральских аналогов лесных кикимор. Но не кажутся ли подобными щелпами трое вовсе не чудо-богатырей, которые странствуют по родному городу, словно по Чистилищу, как раз «земную жизнь пройдя до половины». Будто перед нами ёрнический вариант фильмов Марлена Хуциева «Мне 20 лет» и «Бесконечность», только под названием «Мне 40 лет» и с незлобивой издёвкой относительно кухонных иллюзий шестидесятников и их обожании Булата Окуджавы, с лукавым авторским «подмигиванием» в финальном кадре, когда номер квартиры 60 перевёртывается и становится цифрой 90.

 

Но вот уже и 90-е годы миновали, на дворе - 2000-е. Звучит красиво и торжественно, как напыщенная заученная речь служащей ритуального зала крематория, где у гроба практически незнакомой старушки впервые встретились через много-много лет прежние друзья, разведённые жизнью в разные стороны. «Кого хороним?», - переспрашивают друг друга. Ещё один сакраментальный русский вопрос! «Отчалившая Русь» (воспользуемся строчкой Сергея Есенина, который и без того цитируется в «Правде о щелпах» в пьяненькой декламации его стихов про «русское нежелание жить в раю») не даёт ответа.     

    

 

Темы: Кино
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Песков объяснил отсутствие Путина на прощании со Старовойтом
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
Путин подписал указ об утверждении основ государственной языковой политики
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В российских медицицнских вузах снова выросла стоимость обучения
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Казус Навального
Бесы под личиной «звезд» ополчились на батюшку из «Голоса»
Давос он-лайн и кризис мирового неолиберализма
Представлено новое доказательство того, что США не были на Луне
Кинопремьера «Астрал. Медиум»: по ком звонит мертвый портье
Аборт мозга «Антихрист» (CD-сингл)
Отрезала голову девочке, отсидела в психбольнице — и на свободу «с чистой совестью»
Алёна Полынь рассказала о травле своего бизнеса
Свободный полет «Дом радости. Часть 1»
Дилогия «Слепой меч»: кто же ты, Чэн И?
Проделки мрачного клоуна на подтанцовке: странные санкции Киева и обострение в Донбассе
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.