Дилогия «Слепой меч»: кто же ты, Чэн И?
Кадр из фильма "Слепой меч. Око за око"
Где-то это каратель-одиночка, где-то — бесстрашный мститель. Китайская дилогия «Слепой меч» идеально вписывается в этот мировой архетип, предлагая своего героя — сдержанного, но несломленного, действующего по законам чести, когда безмолвствует закон.
На российские экраны вышла китайская дилогия режиссёра Ян Бинцзя — «Слепой меч» и «Слепой меч. Око за око». Обе киноленты рассказывают историю искусного воина, слепого охотника за головами Чэн И, которого в фильмах чаще именуют «Слепцом».
Кадр из фильма "Слепой меч"
Как и почему он потерял зрение за два фильма мы так и не узнаем, хотя из небольшого отрывка можно предположить, что это стало следствием травмы на поле боя. Однако это не только не снизило уровень его мастерства, как мечника, а наоборот усилилось, благодаря развитию других органов чувств.
Действие разворачивается в эпоху заката династии Тан, вскоре после восстания Ань Ши, в период хаоса и беззакония.
Обе картины рассказывают о пути мести, на который Чэн И (Се Мяо) не хочет вставать, зная ту цену, которую приходится платить за это, но на этот путь его оба раза толкают обстоятельства и его внутренние ориентиры, не позволяющие оставить слабых на произвол судьбы и его обостренное чувство справедливости.
Кадр из фильма "Слепой меч"
«За эти годы мы с тобой видели много несправедливости. Как ты ее искоренишь?» - говорит напарница «Слепца», в своей последней попытке удержать его от пути, что унесет и ее жизнь тоже.
Он парирует, указывая на девушку, которую спас ранее: «Давай начнем с нее».
Карты розданы и выбор сделан. Все «плохие парни» погибают, но погибает и подруга воина. Дорогая цена за месть и поиск справедливости за совершенно чужого человека.
Именно поэтому Чэн И всячески пытается отвязаться от малолетней девчушки, которую спас из огня, но в груди которой также горит огонь мести. Однако дети, а в особенности «уличные» дети еще более прилипчивы, чем пресловутый лавровый лист. В итоге «Слепец» сдается под ее упорством и постепенно учит ее владению холодным оружием.
Кадр из фильма "Слепой меч. Око за око"
Скорее не из соображений помочь отомстить, а из соображений уметь постоять за себя. В конечном итоге и эта история заканчивается массовой ликвидацией всех «плохишей» бывшим воином, обойдясь в этот раз без «сопутствующего ущерба».
Оба фильма можно рассматривать как дилогию: вторая лента продолжает первую, но при этом они рассказывают две разные истории, объединённые только фигурой главного героя. Их можно смотреть как в связке, так и в отрыве друг от друга.
Второй фильм никак не раскрывает прошлое Чэн И, не раскрывает его отношений с погибшей в первой истории «госпожой Цинь». Почему она называет его «страдальцем», противопоставляя явно успешного в прошлом воина, бесчинствующей знати? Что привело «Слепца» на тот путь, которым он следует?
Зато обе киноленты в лучших «уся»-традициях показывают яркие и стремительные бои, которые занимают большую часть экранного времени. Боевая хореография отличается изобретательностью и оригинальными приёмами, которые использует герой: от «руки, ломающей кости» до «карающего удара, несущего справедливость», с которым меч Чэн И будто быстрее ветра поражает всех противников.
Кадр из фильма "Слепой меч"
Стоит отдельно отметить эстетику первой картины дилогии, где можно проследить следы кинематографических приемов, навеянных «Городом грехов» (особенно сцены в финале с падающими хлопьями снега и одиноким героем, уходящим в даль со своим верным конем). Очень жаль, что эта эстетика потерялась во второй картине.
В дилогии «Слепой меч» Ян Бинцзя не столько рассказывает о мщении, сколько о бремени выбора. Это фильмы, в которых молчание героя говорит больше слов, а поединки становятся метафорами моральной борьбы. И хотя эстетика двух частей не всегда равнозначна, образ Чэн И остаётся цельным — как напоминание о том, что видеть и различать зло можно даже с закрытыми глазами.
Комментарии читателей Оставить комментарий