Франция. 1958. 90 минут.
Авторы сценария Луиза де Вильморен (Louise de Vilmorin), Луи Маль (Louis Malle) по роману «Там, где следующий день» (Point de lendemain) Доминик Виван (Dominique Vivant)
Оператор Анри Декаэ (Henri Decae)
Художники Бернар Эвен (Bernard Evein), Жак Солнье (Jacques Saulnier)
Композитор Ален де Ронэ (Alain de Rosnay)
Использована музыка Иоганнеса Брамса (Johannes Brahms)
Премии: специальный приз на МКФ в Венеции (поровну с фильмом «Вызов» - La sfida)
Оценка - 9,5 (из 10)
Экзистенциальная любовная драма
Шедевр Луи Маля начинаешь смотреть как современную вариацию на тему «Опасных связей» (заметим, что за год до появления самой первой и как раз модернизированной экранизации знаменитого эпистолярного романа Шодерло де Лакло, которая была небезынтересно осуществлена Роже Вадимом) или же в качестве предвосхищения экранных открытий Микеланджело Антониони (кстати, Жанна Моро через два года снялась именно у него в «Ночи»). Но фильм «Любовники» не только вырастает за рамки обычной любовной драмы о том, как Жанна Турнье, тридцатилетняя жена успешного издателя Анри Турнье (он намного старше её по возрасту), имея маленькую дочь, завязывает роман с молодым журналистом Бернаром Дюбуа-Ламбером и готова забыть обо всём ради этого внезапного озарения чувств. Во второй половине повествования всего лишь 26-летний режиссёр уходит и от достаточно ироничного и слегка циничного описания нравов французских средних буржуа в конце 50-х годов. Ныне может показаться даже странным, что тогда Маль умудрился шокировать публику, и из-за его довольно скромной (по сегодняшним моральным нормам) картины разгорелся скандал, хотя самым вызывающим в ней до сих пор остаётся своего рода «тихий протест» влюблённых героев против действительности, в которой нет места для их любви.
Именно благодаря этому вневременному мотиву некоего постоянного и неизменного ощущения покинутости и бесприютности человеческих чувств лента «Любовники» вдруг приобретает несомненное метафизическое измерение. И по данной причине оказывается важным звеном в неделимой кинематографической цепи между творениями Марселя Карне (кстати, Ален Кюни, исполняющий роль мужа, за 16 лет до этого играл в «Вечерних посетителях»), Жана Кокто и, например, «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Ренепо сценарию Алена Роб-Грийе. Потому что и Луи Маль относится к любви как к одной из исключительных возможностей для экзистенциального прорыва человека далеко за пределы ему уготовленного раз и навсегда существования во вполне конкретном времени и среди узнаваемых примет ежедневного быта, чтобы где-то обрести в абсолютно ином мире подлинное бытие своего неугасимого духа. Заглавные герои «Любовников» предпочитают сбежать прочь и затеряться в темноте, надеясь только на то, что впереди замаячит пока ещё не ясная перспектива - то ли point de jour, то ли point de lendemain (если воспользоваться названием романа Доминик Виван, который послужил основой для фильма). В этом символическом ряду будущий рассвет и следующий день воспринимаются чуть ли не как давно искомый Рай, откуда человечество было изгнано тоже из-за любви, но согласно логике познания всего сущего, должно бы вернуться туда благодаря этой же греховной и невинной, великой и непреходящей силе взаимного любовного влечения.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий