• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

«БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА», СССР, Мосфильм, 1972—1973, цв., 268 мин. Телесериал, лирическая комедия.

По мотивам повести Г.Садовникова «Иду к людям». Пожалуй, первая советская мыльная опера. И по сию пору — самая удачная. Заслуженная популярность в 70-е, повторные показы в постперестроечную эпоху. Легендарные актеры, два песенных хита, неуправляемый, но влюбленный Ганжа — Александр Збруев, корыстолюбивый персонаж Савелия Крамарова, находившегося в зените славы, Евгений Леонов, Светлана Крючкова и ушибленный жизнью учитель Нестор Петрович в блистательном исполнении Михаила Кононова...

Актеры и персонажи слипаются в единое целое. «Меня зовут, меня зовут — РАБОЧИЙ КЛАСС», — вот как это целое называлось, согласно тексту жизнерадостной песни. Легкомысленное простодушие фильма не устает восхищать. Страна задыхалась под прессом нешуточных эпопей о буднях тяжелой промышленности, о романтике колхозного труда. Все это было скучно, противно и бесчеловечно. С чего бы такая, действительно большая перемена интонации?

Любовь рабочего парня, сильного и бесшабашного, конечно, отсылает в 50-е. «Любовь на Заречной улице» — вот прототип нашего любимого сериала. Збруев принял эстафету от Алексея Рыбникова. В эпоху махрового застоя авторов выручили ветра оттепельных перемен. Конечно, энергия «Большой перемены» — это энергия послесталинской эпохи. История, помещенная в иную социально-политическую ситуацию, приобретает лубочный характер. Теперь это — тотальная игра, своего рода прикол, где все — авторы и зрители — согласны на некоторую условность. Более того, одобряют ее. Еще более того — приятие этой условности спасает нацию от деморализации и тотального вымирания.

К 80-му году обещан «полный коммунизм». В это трудно поверить, в это нужно поверить. Ибо ничего другого не разрешено, ничего другого не предвидится. Вот откуда виртуозный баланс над пропастью в картине «Большая перемена»: глубокая правда эмоций соседствует с неправдоподобным социальным посылом. Посылом ко всеобщему благоденствию, а, значит, в никуда.

Очень взрослых людей, вполне сформировавшихся, с детьми и биографией, засадили за школьную парту. О, какая роскошная, какая точная метафора! Идея культурной революции — любимая идея тоталитаризма. Переучивать взрослых людей, низводя их до социального положения детей, самой подчиненной и бесправной социальной группы.

И вот уже взрослая дочь (Светлана Крючкова) насилует собственного отца (Евгений Леонов), запрещая одно и разрешая другое. И вот уже половозрелый Ганжа лишен прав на собственную жену-учительницу, которая получила неожиданные властные полномочия, противоречащие ее собственным желаниям, здравому смыслу и вековечной социальной субординации...

В этом мире никто не делает то, что ему хочется. Приходится ломать себя, преодолевать, отбрасывать лишние качества и привычки. Идет учеба, перековка. В вечерней школе, в «9 а», по всей стране, «от края и до края»...

В этом, глубинном смысле «Большая перемена» есть радикальная перемена самого человеческого существа, передел человеческого материала!! И здесь «кончается искусство», кончаются легкомысленные аналогии с мыльной оперой, с латиноамериканскими страстями. Здесь кипят совсем другие страсти, геополитические.

Шутки в сторону. Шапки долой. Грандиозный эксперимент в самом разгаре. И больше не смешно. Отныне — мучительно жалко. Этих красивых и обаятельных, умных и талантливых, влюбленных и любимых героев, у которых отняли право быть самими собой.

Вопрос о личной вине каждого авторы не рассматривают. Вопрос о личной вине оставим в стороне. С таким вопросом была бы совсем другая картина, страшная и бесконечно горькая, противоречивая и уязвимая. А эта — ни о чем не жалеет, ни в чем не сомневается, притворяется дурочкой. И только в глубине глаз исполнителей — приглядитесь — глубокая печаль. А у иных — слезы. «Почему?!» — Они не ответят, пожмут плечами и снова улыбнутся. Зато мы знаем — почему. И прощаем — им и себе. 30 лет спустя.

Один из самых точных, живых и, как ни странно, глубоких фильмов советского киноискусства.

В ролях: Михаил Кононов, Евгений Леонов, Ролан Быков, Александр Збруев, Светлана Крючкова, Юрий Кузьменков, Наталия Богунова, Наталья Гвоздикова, Савелий Крамаров, Виктор Проскурин, Людмила Касаткина, Михаил Яншин, Лев Дуров, Владимир Басов.

Режиссер: Алексей Коренев. Авторы сценария: Георгий Садовников, Алексей Коренев. Оператор: Анатолий Мукасей. Художник-постановщик: Леонид Платов. Композитор: Эдуард Колмановский. Текст песен: Михаил Танич. Звукорежиссеры: Валерий Попов, Валентина Щедрина. Монтаж: П Чечеткина.

Теги: Комедии | Мосфильм | Отечественные фильмы | Телефильмы и сериалы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Избранное
Группа «КняZz» поделилась успокоительной таблеткой «Короля и Шута» на «Собрании»
Битва за Карабах – война нового типа?
«Боцман и Бродяга» (Гарик Сукачев и Александр Ф.Скляр), 19 мая, «Крокус Сити Холл»
«30 лет без СССР - крепкий и ещё не старый пятнадцатикомнатный дом, где царили мир и согласие, был подожжен с разных концов самими же жильцами»
Кто в новой Госдуме против расследования пыток. Это — не вопрос, мы назовем конкретные фамилии народных избранников
Сны Саламандры «Чужестранка» (мини-альбом)
«Бахыт Компот», 10 марта, Урбан
Paradox «Heresy II. End of Legend»
Иосиф Сталин и вой меньшинств: почему вокруг советского генералиссимуса столько шума и как на это реагировать?
Кинопремьера «Коса»: пускать ли маньяков на ток-шоу
Группа Ё feat. ЙОРШ «Вновь ты уходишь» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.