ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК (Novecento) Италия — Франция — Западный Берлин — США, 1976, 320 мин. Исторический фильм, приключенческий фильм.

 Гигантская фреска Бернардо Бертолуччи повествует о судьбе двух итальянских семей — Далько и Берлингьери, крестьян и помещиков — на фоне бурных событий 20 века.

Многие зрители и критики восприняли картину молодого итальянского маэстро (ему было только тридцать пять лет) как политически ангажированное произведение. Подчас мнение о фильме складывалось на основе того или иного отношения к его идеологическим, социальным аспектам — грубо говоря, зависело от реакции на красные флаги, развевающиеся в ленте тут и там. Грех буквалистского подхода к фильмам Бертолуччи проявился в оценке его предыдущей работы «Последнее танго в Париже», в которой видели только эротическую, скандальную историю, не замечая общественно-политического смысла поведанной режиссером философской притчи. С «Двадцатым веком» все случилось наоборот. Картину анализировали с политической точки зрения, не желая обращать внимание на метафорический стиль повествования, не соответствующий ни традициям итальянского веризма и его кинематографическому эквиваленту в двух лентах Лукино Висконти («Чувство», «Леопард»), ни тем более канонам социалистического реализма. Бертолуччи отнюдь не изменился в угоду критикам-коммунистам, осудившим его за «Последнее танго в Париже». Он остается самим собой в этой иносказательной, порой лукавой эпопее, напоминающей басню о превратностях человеческой судьбы в круговороте истории.

То, что в монологичной, сжатой, лаконичной форме выражалось им в фильмах «Стратегия паука», «Конформист», «Последнее танго в Париже», запечатлено в диалогичной, романной структуре в «Двадцатом веке» и позже в «Последнем императоре». Человек — кто он? Личность или винтик? Строитель собственной судьбы или марионетка в руках невидимого демиурга — как бы он ни назывался: История, Вечность или Бог? В самом последнем кадре постаревший Альфредо, отпрыск хозяйского рода Берлингьери, вновь становится ребенком, лежащим между рельсами, по которым, как в 1908 году, проходит поезд с красными флагами. Цикл замыкается — все может начаться сначала. И от самого человека зависит: как на этот раз сложится его судьба, сможет ли он найти себя, выстоять в противоборстве с бесконечным потоком времени, символом которого является роющий землю крот? Название имеет двойной смысл — не только «Двадцатый век», но и «1900», то есть исходная точка, отправной пункт, начало века. Все-таки эта картина отражает субъективный, психологический подход Бернардо Бертолуччи к концепции исторического времени, представляет собой как бы вариант прустовского романа-интроспекции «В поисках утраченного времени». Поэтому рекордная продолжительность ленты (в США она была сокращена на 80 мин., эта же англоязычная версия выпущена и в нашем прокате) — не прихоть, а художественная необходимость.

Сергей Кудрявцев

 В ролях: Роберт Де Ниро, Жерар Депардье, Берт Ланкастер, Доналд Сазерленд, Доминик Санда, Стефания Сандрелли, Стерлинг Хейден.

 Режиссер Бернардо Бертолуччи.


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.