• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ФЕРНАНДЕЛЬ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ФЕРНАНДЕЛЬ


Фернандель.

ФЕРНАНДЕЛЬ (Fernandel; Фернан-Жозеф-Дезир Контанден, Fernand-Joseph-Desire Contandin) (08.05.1903, Марсель — 26.02.1971, Париж), французский артист кино, эстрады и театра, один из лучших комиков Франции в 20 веке.

Отец будущего комика — Дени Контанден был мелким банковским служащим, но свое свободное время посвящал выступлениям на театральной и эстрадной сценах под псевдонимом Сине (анаграмма его имени Denis). Маленький Фернан дебютировал рядом с отцом в возрасте пяти лет и с удовольствием участвовал в многочисленных мелодрамах, в пасторалях, театрализованных сценах из Евангелия — везде, где требовался малолетний исполнитель. Вместе с Фернаном часто выступал и его младший брат Марсель. Дени Контанден любил сцену и мечтал, что его дети сделают артистическую карьеру.

Кумиром Фернана был известный в то время куплетист-шансонье Полен. Увидев его выступление, Фернан твердо решил стать комиком. Через два дня, выучив репертуар Полена, он опробовал его в одном из кафе. Скабрезные куплеты в устах десятилетнего мальчика вызвали восторг у не слишком разборчивой публики марсельских кафе и кабаре. Это и стало первым успехом. Известность «маленького Сине» вышла за пределы родного бульвара Шав. Тогда же Фернан принял участие в конкурсе шансонье-любителей, проводимом одной парижской газетой, и занял второе место.

В 1914 году началась война с Германией, отца призвали на фронт, и Фернану пришлось позаботиться о заработке. Неоднократные попытки, используя знакомства отца, пристроиться посыльным в какой-нибудь банк проваливались — мальчик был слишком непоседлив для такой работы. Кроме того, комическое выражение лица и лошадиная улыбка юного клерка настраивали клиентов на крайне несерьезный лад, что наносило ущерб деловой репутации банка. Но невзгоды не смущали Фернана: по вечерам он по-прежнему выступал с куплетами и скетчами, и лишь когда не было концерта, отправлялся в вечернюю школу.

После войны папаша Контанден задумал завести собственное дело — открыть небольшую харчевню, и призвал на помощь сыновей. Первая же финансовая операция, задуманная и осуществленная Фернаном, завершилась великолепным провалом — обвинением в мошенничестве и угрозой тюремного заключения. С тех пор Фернан испытывал стойкую неприязнь к всякого рода коммерческим делам. Он решил зарабатывать простым физическим трудом — пошел докером в марсельский порт. Увы, вскоре юноша понял, «что мешки с сахаром убьют его быстрее, чем сахарный диабет». Профессии менялись как в калейдоскопе, Фернан снова и безуспешно пытался начать карьеру банковского служащего. Но по вечерам, при первой же возможности он с удовольствием выступает на сцене, с каждым разом совершенствуя свое актерское мастерство.

Верность к эстраде, оказалась вознагражденной. В 1922 году Фернан Контанден получил свой первый профессиональный контракт с кабаре «Эльдорадо» в Ницце. Именно тогда появился псевдоним Фернандель. На афише в «Эльдорадо» было написано «Voici le Fernand d'elle» — «Вот ее Фернан». Elle — это Анриетта Манс, сестра его бывшего коллеги по банку и будущего сценариста Жана Манса, чьи песенки и оперетты будут входить в репертуар Фернанделя в течении многих лет.

После «Эльдорадо» Фернандель получил место в театральной труппе, гастролировавшей по городкам южной Франции. Два года он играл в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках, закрепив за собой амплуа первого комика. В провинции молодой артист имел успех и по возвращении из турне ему был обеспечен ангажемент на марсельской сцене. Но драматическому театру Фернандель предпочел подмостки мюзик-холла.

В 1925 году артистическая карьера прервалась призывом в армию. Службу Фернан начал писарем в 95-м горно-артиллерийском полку, но вскоре добился перевода в Марсель, где его ждали жена Анриетта и недавно родившаяся дочь Жозетта. Его популярность среди марсельцев облегчала тяготы службы: Фернан мог ночевать не в казарме, а дома, и даже иногда выступать в концертах со своим испытанным репертуаром.

Окончание срока армейской службы принесло молодому артисту неприятности — он не сумел договориться с импресарио и был вынужден искать иные источники доходов. Пришлось пойти служить на мыловаренный завод. Случайные выступления в кафе уже не могли удовлетворить Фернанделя — для того чтобы прокормить семью нужны были серьезные источники доходов. Именно поэтому предложение заезжего парижского антрепренера на многомесячный контракт с турне по всей Франции и заморским территориям показалось чудом. «В книге судеб было записано, что я не должен закончить свои дни в мыле», — вспоминал Фернандель. А после возвращения из турне он получил приглашение в парижский театр-кабаре «Бобино».

В Париже Фернандель с успехом выступал в кабаре, играл потешные сценки и распевал куплеты. Именно тогда окончательно сложилась его комическая маска «человека с лошадиной челюстью и глазами печальной лягушки». Тем временем в кинематографе произошел технический переворот — появились звуковые фильмы, которые востребовали актеров, владеющих мастерством сценической речи — как раз то, в чем был силен Фернандель.

Первый раз Фернандель появился на съемочной площадке в 1930 году у режиссера Марка Аллегре (Marc Allegret) в короткометражном фильме «Лучшая нянюшка» («La Meilleure bobone»). В 1931 году Марк Аллегре предлагает артисту роль «неопытного налетчика» в экранизации пьесы Саши Гитри (Sacha Guitry) «Белое и черное» («Le Blanc et le noir»). Успех не заставил себя ждать, и предложения сниматься в кино последовали одно за другим. В 1932 году Фернандель играет комедийные роли в киноводевилях «Мадемуазель Нитуш» и «Забавы эскадрона» (Les Gaietes de l'escadron, вместе с Жаном Габеном, режиссер М. Турнер). В том же году появилась комедия с его участием «Избранник мадам Юссон».

Кино принесло Фернанделю национальную славу, он становится одним из самых популярных французских актеров. Режиссер М. Паньоль снимал его в своих фильмах «Анжела» (1934), «Сезар» (1936), «Возрождение» (1937), «Шпунц» (1938). В 1936 году Фернандель успешно снялся у Кристиан-Жака во комедии «Франциск Первый» (Francois I) о современнике, которого гипнотизер отправляет в шестнадцатый век, и в «Одном из легиона» (Un de la legion), где его герой сбегает от немилой жены в армию.

Обычное амплуа Фернанделя в кино — образ беззаботного и легкомысленного человека, часто он добивается комического эффекта чисто внешними средствами: гримасами, ужимками, своей неповторимой улыбкой — ослепительной, как солнце родного Прованса. Вместе с тем, актер обладал незаурядным драматическим талантом. Свое умение органично переходить от фарса и буффонады к драматическим ситуациям Фернандель продемонстрировал в одной из лучших своих ролей 1930-х годов — парикмахера в фильме Жюльена Дювивье «Бальная записная книжка» (Un carnet de bal, 1937). Эта лента была признана лучшим иностранным фильмом на Венецианском кинофестивале.

С началом второй мировой войны артист был призван в армию и даже нес караульную службу на линии Мажино. Впрочем, знаменитая улыбка часового собирала у поста такое количество зевак, что начальство поспешило освободить Фернанделя от солдатских тягот. В 1940 году Франция потерпела катастрофическое поражение, и беззаботные годы канули в Лету. В годы войны французское кинопроизводство не было остановлено, но, конечно, людям было не до смеха. Лишь иногда выпадает возможность выступить в любимом амплуа («Тайна Сен-Валя», «Le mystere Saint-Val», 1943, полицейская комедия). Фернандель даже сам пытался выступить в качестве кинорежиссера и поставил ленты «Простак» («Simplet», 1942) и «Адриен» («Adrien», 1943).

Но после войны, в 1950-х годах творчество Фернанделя вновь переживает расцвет. Его слава шагнула за пределы Франции, он совершает концертное турне по Европе и Америке, неоднократно был награжден премией Куртелена, вручаемой лучшему комику Франции. В 1952 году он стал кавалером ордена Почетного легиона. Среди наиболее примечательных ролей актера в эти годы — незадачливый коммивояжер в «Казимире» (1950), священник, связанный тайной исповеди, но пытающийся спасти жизнь своим спутникам в фильме К. Отан-Лара «Красная гостиница» (L'auberge rouge, 1951), сочинитель оперетт Флоридор в «Мадемуазель Нитуш» (Mam'zelle Nitouche, 1954).

В 1951 году Фернандель снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье «Маленький мир дона Камилло» (др. «Мирок дона Камилло»), который положил серию из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившейся на протяжении девятнадцати лет. Но лучший фильм Фернанделя — комедия Кристиан-Жака «Закон есть закон» (La loi c'est la loi, 1958), где его партнером выступил итальянский комик Тото. Фильм имел огромный успех, и не только во Франции. В 1960-х годах Фернандель все реже снимался в комедиях, предпочитая мелодраматические сюжеты. Одна из последних его эксцентрических ролей — сбежавший из сумасшедшего дома больной в фильме Жюльена Дювивье «Дьявол и десять заповедей» (Le diable et les dix commandements, 1962). В эти годы Фернандель вместе с Жаном Габеном, своим партнером по фильмам 1930-х годов, создает кинокомпанию «Гафер» (название по первым слогам их фамилий). Для «Гафера» Габен и Фернандель снялись вместе в фильме «Неблагодарный возраст» (L'age ingrat, 1964). Ностальгическими чувствами и человечностью проникнута роль Фернанделя в картине «Поездка отца» (Le voyage du pere, 1966). Последней работой актера в кино стала лента «Счастлив тот, кто подобно Улиссу» (1970). Всего Фернандель сыграл более чем в 150 фильмах, причем некоторые из лент 1950-х годов были римейками его более ранних работ.


Мишель Симон, Арлетти и Фернандель в фильме режиссера Отан-Лора «Фрик-Фрак». 1939 год.

1931 ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ/LE BLANC ET LE NOIR исполнитель
1931 PARIS-BEGUIN исполнитель
1932 ЗАБАВЫ ЭСКАДРОНА / LES GAIETES DE L'ESCADRON исполнитель
1933 L'ORDONNANCE исполнитель
1934 ADEMA I AVIATEUR исполнитель
1934 ANGELE исполнитель
1934 LA PORTEUSE DE PAIN исполнитель
1935 FERDINAND LE NOCEUR исполнитель
1936 ОДИН ИЗ ЛЕГИОНА / UN DE LA LEGION исполнитель
1936 ФРАНЦИСК ПЕРВЫЙ / FRANCOIS I исполнитель
1937 HARVEST/REGAIN исполнитель
1937 HERCULE исполнитель
1937 IGANCE исполнитель
1937 LE DEGOURDIS DE LO ONZIEME исполнитель
1937 КОРОЛЬ СПОРТА/LE ROI DU SPORT исполнитель
1937 БАЛЬНАЯ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА / UN CARNET DE BAL исполнитель
1938 ШПУНЦ/LE SCHPOUNTZ исполнитель
1938 ЖОЗЕТТА/JOSETTE исполнитель
1939 ФРИК-ФРАК/FRIC-FRAC исполнитель
1940 UN CHAPEAU DE PAILLE D'ITALIE исполнитель
1941 LA FILLE DU PUISATIER исполнитель
1942 SIMPLET режиссер, исполнитель
1943 АДРИЕН/ADRIEN режиссер, исполнитель
1945 NAIS исполнитель
1946 LES GUEUX AU PARADIS исполнитель
1946 PETRUS исполнитель
1949 BOTTA E RIPOSTA исполнитель
1949 L'ARMOIRE VOLANTE исполнитель
1949 EMILE L'AFRICAIN исполнитель
1950 MEURTRES исполнитель
1950 ТОПАЗ/TOPAZE исполнитель
1951 ADHEMAR режиссер, исполнитель
1951 МИРОК ДОНА КАМИЛЛО/LE PETIT MONDE DE DON CAMILLO исполнитель
1951 КРАСНАЯ ТАВЕРНА / L'AUBERGE ROUGE исполнитель
1952 COIFFEUR POUR DAMES исполнитель
1952 LA TABLE AUX CREVES исполнитель
1953 ВРАГ ОБЩЕСТВА НОМЕР ОДИН/L'ENNEMI PUBLIC NO. 1 исполнитель
1953 ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОНА КАМИЛЛО/LE RETOUR DE DON CAMILLO исполнитель
1954 АЛИ-БАБА И СОРОК РАЗБОЙНИКОВ/ALI BABA ET LES QUARANTE VOLEURS исполнитель
1954 МАДЕМУАЗЕЛЬ НИТУШ / MAM'ZELLE NITOUCHE исполнитель
1954 LE MOUTON A CINQ PATTES исполнитель
1956 ВОКРУГ СВЕТА ЗА ВОСЕМЬДЕСЯТ ДНЕЙ/AROUND THE WORLD IN 80 DAYS исполнитель
1957 ПОРТНОЙ ЭТИХ ДАМ/LE COUTURIER DE CES DAMES исполнитель
1957 L'HOMME A L'IMPERMEABLE исполнитель
1957 PANTALOONS исполнитель
1957 ПОД НЕБОМ ПРОВАНСА/SOUS LE CIEL DE PROVENCE исполнитель
1958 LE CHOMEUR DE CLOCHEMERLE исполнитель
1958 PARIS HOLIDAY исполнитель
1958 SENECHAL THE MAGNIFICENT исполнитель
1959 ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД/LE FRUIT DEFENDU исполнитель
1958 ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН / LA LOI C'EST LA LOI исполнитель
1959 БОЛЬШОЙ ШЕФ/LE GRAND CHEF исполнитель
1959 ВОЕННОПЛЕННЫЙ И КОРОВА / COW AND I исполнитель
1960 CRESUS исполнитель
1960 LE CAID исполнитель
1961 COCAGNE исполнитель
1961 МОНСЕНЬОР ДОН КАМИЛЛО/DON CAMILLO MONSEIGNEUR исполнитель 1961 ДИНАМИТ ДЖЕК/DYNAMITE JACK исполнитель
1962 ДЬЯВОЛ И ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ / LE DIABLE ET LES DIX COMMANDEMENTS исполнитель
1963 LA CUISINE AU BEURRE исполнитель
1964 НЕБЛАГОДАРНЫЙ ВОЗРАСТ / L'AGE INGRAT сопродюсер, исполнитель
1965 ДОН КАМИЛЛО В МОСКВЕ/DON CAMILLO A MOSCOU исполнитель
1966 ПОЕЗДКА ОТЦА / LE VOYAGE DU PERE исполнитель
1967 ЧЕЛОВЕК В БЬЮИКЕ/L'HOMME A LA BUICK исполнитель
1970 СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО КАК УЛИСС/HEUREUX QUI COMME ULYSSE исполнитель


Фернандель и Оран Демази в фильме «Возрождение» по роману Жана Жино. 1937 год.


Фернандель и Оран Демази в фильме «Шпунц». 1938 год.

Теги: Актер | Зарубежные персоналии | Режиссер

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Нетаньяху готовит новый Исход еврейского народа. На этот раз из Израиля
Набиуллина: у нас впереди очень неспокойные времена
В МИД Азербайджана назвали способ улучшить отношения с Россией
Евро-российская война
Избранное
Линда, 1 августа, Lustra Bar
Кто выдал секреты британской провокации против России
Под Давлением feat. Uncle Unicom «Молись обо мне» (интернет-сингл)
Российские вертолёты. Полёт нормальный?
Украина: возвращение гауляйтера
Александр Леонтьев («Северный Флот»): «В нашей стране принято не решать проблему, а устранять человека»
«Без восстановления справедливости в распределении национального богатства Россию ждет деморализация и деградация»
«Вряд ли для кого является секретом, что с исчезновением СССР антисоветская риторика стала обычным явлением»
Проблема вассалитета: США напомнили Франции её место
Константин Кинчев изменил песню «Еремы и Друже»
Михаил Бугаев («Гран-КуражЪ»): «Редко кому удается выпустить свой условный «Герой асфальта», когда группе уже больше 15-ти лет»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.