• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ФИЛЬМЫ УЖАСОВ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ФИЛЬМЫ УЖАСОВ

ФИЛЬМЫ УЖАСОВ (англ. horror film), элементы фантасмагории и кошмара появились уже в самом начале века в фильмах Ж. Мельеса. Расцвет жанра произошел в Германии, где было положено начало многим популярным в будущем темам. «Пражский студент» (Der Student von Prag, 1913) был одной из первых лент на тему двойничества, «Голем» (Der Golem, 1915) повествовал о средневековой легенде об оживающем глиняном великане. Субъективное искажение реальности в работах немецкого киноэкспрессионизма закономерно вызвало обращение к гиньолю: в «Кабинете доктора Калигари» (Das Kabinett des Dr. Caligari; 1920) появился безумный убийца, а в ленте «Носферату, симфония ужаса  » (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1921, Ф. В. Мурнау) впервые был использован сюжет «Дракулы» Б. Стокера.

В Голливуде в немой период жанр связан прежде всего с именами актера Л. Чени, мастера грима и перевоплощения, и режиссера Т. Браунинга. С приходом звука в кино студия «Юниверсал» выпустила фильмы «Дракула» (Dracula, 1931) Браунинга и «Франкенштейн» (Frankenstein, 1931) Дж. Уэйла. В первом главную роль сыграл Бела Лугоши, во втором — Борис Карлофф. За обоими актерами навсегда закрепилось амплуа чудовищ и убийц, а ленты вызвали серию продолжений так же, как «Мумия» (The Mummy, 1932) К. Фройнда, и «Человек-невидимка» (The Invisible Man, 1933) Уэйла. Сиквелы порой не уступали оригиналам или превосходили их («Невеста Франкенштейна», The Bride of Frankenstein; 1935, Уэйла). В 1932 Ф. Марч сыграл доктора Джекилла и мистера Хайда в одноименном фильме Р. Мамуляна (Dr. Jekyll and Mr. Hyde), остающемся лучшей экранизацией повести Р. Л. Стивенсона. В тот же год фильм В. Гальперина «Белый зомби» (White Zombie) предвосхитил поэтичный подход к жанру продюсера В. Лютона, снявшего в 40-е годы девять картин на студии «RKO». Лютон полагался не на шоковые эффекты, а на пронизывавшую фильм атмосферу страха. Внимание к деталям, великолепные операторские и режиссерские работы поднимают эти ленты на вершину жанра: «Кошачье племя» (Cat People, 1942), «Я шла рядом с зомби» (I Walked With a Zombie, 1943) и др. Лучшим режиссером группы Лютона был Ж. Турнер, который позднее использовал ту же стилистику в фильме «Ночь демона» (Night of the Demon, Англия, 1958). Картина о привидениях «Незваные» (The Uninvited, 1944) — один из последних классических фильмов ужаса «золотого века» Голливуда. В 50-е годы жанр уступил место научной фантастике, использовавшей его элементы, в том числе в таких удачных картинах, как «Нечто» (The Thing, 1951) и «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers, 1955). Звездой малобюджетных фильмов ужаса стал В. Прайс, часто в ролях безумных ученых. К концу десятилетия в Англии студия «Хаммер» наладила поточный выпуск картин этого жанра, среди которых появилось несколько достойных работ: «Няня» (The Nanny, 1965), «Рептилия» (Reptile, 1966) и др. Во Франции Жорж Франжю снял лирический фильм ужаса «Глаза без лица» (Les yeux sans visage, 1959). Две картины 1960 положили начало современному жанру фильмов о маньяках (slasher movie): «Подглядывающий» (Peeping Tom, Великобритания, М. Пауэлла) и «Психоз» (Psycho, США, А. Хичкока). Хичкок снял также один из первых фильмов о противостоянии людей враждебным и загадочным силам природы — «Птицы» (The Birds, 1963). Фильм Дж. Клейтона «Невинные» (The Innocents, Великобритания, 1961) был стильной переработкой повести Г. Джеймса «Поворот винта». В начале 60-х годов в США Р. Кормен  снял серию лент по рассказам Э. По, отличавшихся яркостью образов, выверенной стилистикой, но небрежным отношением к оригиналам. В это же время появились лучшие образцы жанра в Японии, основаные на легендах о привидениях: «Кайдан» Масаки Кобаяси, «Чертова баба» Кането Синдо (оба 1964), «Черные кошки в бамбуковых зарослях» Синдо (1968).

В 70-е годы жанр подвергся философскому и метафизическому переосмыслению: «Валерия и ее неделя чудес» (Valerie a tyden divu; Чехословакия, 1970) Яромила Иреша; «А теперь не смотри» (Don't Look Now; Великобритания, 1973) Н. Роега. В Италии Д. Ардженто, идя по стопам своего предшественника М. Бава, соединил в своих лучших фильмах крайнюю жестокость со сказочной нереальностью происходящего: «Вздохи» (Suspiria, 1977) и «Феномены» (Phenomena, 1985). Канадец Д. Кроненберг внес в жанр притчевые элементы и моральное измерение: «Дрожь» (Shivers, 1975), «Видеодром» (Videodrome, 1982) и др. В США Дж. Карпентер снял ряд лент, выделяющихся из коммерческого потока, в том числе «Канун Дня всех святых» (Halloween, 1978). Популярные в 80-е годы сериалы — «Кошмар на улице Вязов» (Nightmare on Elm Street), «Пятница, 13-е» (Friday the 13th) и др. — не добавили к жанру ничего нового, кроме кровавых спецэффектов. Среди лучших образцов жанра 90-х годов — фильмы «Зеркальная кожа» (Reflecting Skin, 1990) Ф. Ридли и «Семь» (Seven, 1995) Д. Финчера.

Петр Карцев

Теги: Киноискусство

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Избранное
Коча, Сашка, Янка «Квартирник в Харькове 23.06.1989»
Ансамбль Александрова поучаствовал в премьере эскизов к мюзиклу «Война и мир»
Дмитрий Маликов, 24 июня, Зеленый театр ВДНХ
Кинопремьера «На тебе сошелся клином белый свет»: как умирала Янка Дягилева
Автопром СНГ и Африки, в чем сходства и различия?
«Запрещенные барабанщики», 20 июля, «16 Тонн. Арбат»
Афганцы начали наступление на Польшу
Гудтаймс feat. Коля Стравинкий «Девайсы» (инернет-сингл)
Линда пригласила поклонников на прогулку по крышам своего города
Цыгэнг «Летняя» (рецензия на клип)
Диагноз-27 «И так сойдет!»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.