• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → КИНОПРОКАТ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

КИНОПРОКАТ

КИНОПРОКАТ (демонстрация фильмов в сети кинотеатров) напрямую связан с кинематографом, который возник как новый вид искусства именно тогда, когда в конце декабря 1895 в Париже в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинок начались регулярные платные киносеансы, устроенные братьями Люмьер  .

Уже в первые годы существования кино оно моментально распространилось практически по всему миру, опережая во многих странах (в том числе и в России) возникновение производящей киноиндустрии и выполняя прежде всего прокатную функцию, то есть показывая зрителям фильмы, созданные в различных странах. В разные годы в мировом кинопрокате доминировали поначалу французские, потом немецкие, датские, итальянские, американские картины. Начали открываться специальные кинотеатры в дополнение к переоборудованным для кинопроекции театрам, мюзик-холлам, кафе и прочим увеселительным заведениям, в результате чего возникла особая киносеть, занимавшаяся только демонстрацией фильмов.

Особенно интенсивно этот процесс кинофикации развивался в США, где уже в 1908 было 3 тыс. так называемых «никельодеонов» — от «никель» (монета в 5 центов) и «одеон» (по-гречески — театр). Становление американской киноиндустрии и формирование системы Голливуда в конце 1910-х годов способствовало тому, что кино США постепенно стало доминировать во всем мире — и это продолжается уже несколько десятилетий. Совершенствуя собственную киносеть и оснащая ее по последнему слову техники, в том числе открывая так называемые мультиплексы (многозальные кинотеатры), американцы смогли преодолеть два сложных периода массового оттока публики из кинотеатров в связи с развитием телевидения (в 1950-е гг.) и видео (на рубеже 70—80-х гг.). И даже при увеличении средней цены на билеты (в 2000 она превысила 5 долларов) количество проданных билетов за год составляет ныне в североамериканском прокате (то есть в США и Канаде) около 1,5 миллиардов, а валовой сбор вырос за последние три года от 6 до 7,5 млрд. долларов.

Не следует забывать и о том, что еще в середине 1980-х гг. в Америке доходы от видеокассет превысили кассовые сборы в кинотеатрах. В последние десятилетия американские фирмы давно получают намного больше, нежели от отечественного рынка. Кроме того, есть прибыль от продажи телеправ и видеоправ на весь мир. Например, даже считающийся одним из самых провальных «Водный мир» при объявленном производственном бюджете $172 млн. и $66 млн. затрат на рекламную компанию, а также незначительных кассовых сборах в США ($88,2 млн.), получил в кинотеатрах мира еще $285 млн. и около $100 млн. добрал благодаря реализации на телевидении и видео. А суперуспешный «Титаник  », стоивший $200 млн., получил в североамериканском кинопрокате $600 млн, во всем мире — $1,8 млрд. только от демонстрации в кинотеатрах.

Общий же валовой сбор от мирового кинопроката за год оценивается ныне в $18 млрд., то есть доля североамериканского равна примерно 40%. По прогнозу базирующейся в Великобритании компании «Медиа-груп», ожидается, что кассовые сборы мирового кинопроката вырастут в ближайшие 10 лет на 36% и составят $24 млрд, а в США — только на 22% (то за счет дальнейшего повышения цен на билеты). К 2004 их стоимость может достигнуть суммы в $6,5, а в 2010 — даже $8. Таким образом, следует прогнозировать, что сборы от американского кинопроката в 2010 достигнут $9 млрд., что означает: посещаемость в США едва превысит миллиард зрителей в год.

Посещаемость уже сейчас в Америке ниже, нежели была в СССР в 1987, если учитывать только просмотры новых фильмов. Советская система кинопроката существенно отличалась от американской прежде всего благодаря весомой доле в кассовых сборах дохода от продажи билетов на так называемые повторные ленты (в конце 1980-х эта доля уже составляла около 60%). Хотя цены на билеты были крайне низкими — в среднем 0,34 руб, и начали резко расти только в 1990-е гг., теперь колеблясь в широких пределах от 5—10 руб. в старых провинциальных кинотеатрах до 200—250 руб. в обновленных столичных залах.

Динамика же развития кинопроката в России и СССР такова: в России в 1913 насчитывалось 1412 кинотеатров (в Москве — 67, в Санкт-Петербурге — 137). Бурный рост кинопроизводства и кинопроката в России был прерван во время Октябрьской революции и Гражданской войны. Количество кинотеатров уменьшилось почти вдвое. Однако после национализации кинематографа число киноустановок в СССР стало увеличиваться (в основном — за счет кинопередвижек и узкопленочных сельских киноточек): всего их было в 1925 — 2000 в 1928 — 9800, в 1934 — 29200, в 1951 — 42000, в 1960 — 103387, в 1972 — 156913, в 1982 — 151753 (некоторое снижение произошло из-за сокращения отсталых, морально устаревших киноустановок). В 1987 в СССР насчитывалось 4865 постоянных кинотеатров (но из них только 800 приносили доход), с ограниченным режимом работы — 6815, летних — 2016, кинотеатров районных центров — 1067. Общее количество киноустановок (включая профсоюзные и ведомственные) — 153017, из них городских — 30794.

Еще в 1960-е годы по уровню кинопосещаемости СССР соперничал с такой страной, как Индия — на одного человека в год приходилось до 20 посещений (продавалось билетов свыше 4,5 млрд. в год). С развитием телевидения, но в не меньшей степени из-за потери зрелищности фильмов, резкой дифференциации вкусов и потребностей зрителей, которые перестали быть однородной средой в социальном, национальном и моральном плане, к 1987 посещаемость упала до 12—13 раз для одного человека в год. Валовой сбор от продажи билетов составил около 1 млрд. рублей. Общее количество зрителей (с учетом повторного проката) — 3,8 млрд. в год, в том числе по новым фильмам — 1,6 млрд. человек.

Затем последовавшее разрушение киносети привело к тому, что уже в 1991—1992 гг. в России на 30% сократилось количество и городских кинотеатров, и всех киноустановок (до 2000 и около 40000 соответственно ). Этот процесс нарастал и в последующие годы. Особенно убыточными стали большие однозальные широкоформатные кинотеатры вместимостью более 1000 человек, опрометчиво строившиеся в немалом количестве в 1980-е годы, причем в так называемых «спальных районах» городов, где посещаемость существенно ниже, чем в центре. Если в 1990 в России было продано 1,5 млрд. билетов, в 1992 — 600 млн., то в 1993 — всего 300 млн., что соответствовало посещаемости 2 раза в год. К этому моменту лишь редкие зарубежные ленты могли рассчитывать в России на пару миллионов зрителей (только у «Титаник», 1998, обеспечил себе примерно трехмиллионную аудиторию), большинство же первоклассных фильмов собирали аудиторию в 200—300 тысяч человек, а отечественные — и того меньше (даже «Сибирский цирюльник» довольствовался в 1999 ишь полутора миллионами зрителей). Посещаемость на одном сеансе в середине 1990-х годов составляла 10—20 человек, на кассовых зарубежных — 300—500.

С открытием в конце 1996 совместного с американцами кинотеатра «Kodak-Киномир» на основе переоборудованного зала редакции газеты «Известия», расположенного в одном из самых удобных и посещаемых мест Москвы, а также после переоснащения еще ряда кинотеатров, снабженных аппаратурой Dolby Digital Surround, стал наблюдаться существенный приток зрителей. И по прогнозу британской компании «Медиа-груп», наибольший прирост в мировом кинопрокате в ближайшие 10 лет может быть именно в России (44,5%), а также в Польше (43%) и Бразилии (39%), причем благодаря развитию сети кинозалов и росту местной кинопродукции. Не слишком оптимистично выглядит грядущее для кинопроката Японии, где в течение десятилетия коммерческие результаты могут даже снизиться на 7,5% из-за очень медленного роста числа залов, а также по причине падения посещаемости. Чтобы как-то удержать зрителей, придется уменьшать стоимость билетов.

Сергей Кудрявцев

Теги: Кинопроизводство | Кинопрокат

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Разгром Ирана: три аспекта ирано-израильской войны
Фельдшеры и акушеры смогут заменять участковых врачей
Почти половина мигрантов в России ставит шариат выше светских законов
Захарова: глава MI6 должна оценить прошлое деда, связанного с нацистами
Избранное
U.D.O «Game Over»
«Принцип коллективной ответственности, или Современный нацизм в красивом фантике. Хотите знать, что будет дальше? Дальше будет уже не еврейский, а русский Холокост»
Fast Food «TV-Dead» (сингл)
Илья Черт описал нынешнее состояние «Пилота» фразой Земфиры
Гарик Харламов и Азамат Мусагалиев «Тёща» (OST к/ф «Тёща»)
«Мой дом - моя крепость»: в Госдуме предложили резко расширить пределы необходимой обороны, но согласны не все
Обе-Рек feat. Черный Обелиск «Желтая стрела» (интернет-сингл)
Тролль Гнет Ель «Хмель его хранил»
Как бороться с синдромом раздраженного кишечника?
С банковской тайной в России покончено
«Остается загадкой, зачем в условиях нынешнего развития событий на Украине Россия так настойчиво предлагает киевскому режиму вступить в переговоры»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.