КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич


Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Архив М. Ф. Сегиды

КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич (Михалков-Кончаловский) (р. 20 августа 1937, Москва), российский кинорежиссер и сценарист, народный артист России (1980), сын поэтов Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской, брат Никиты Михалкова.

В 1952 году Андрей окончил Центральную музыкальную школу и поступил музыкальное училище при Московской консерватории (1953-1957), а затем и в Московскую консерваторию по классу фортепьяно. Проучившись два года в консерватории, Андрей решил изменить судьбу и, оставив занятия музыкой, поступил на учебу во ВГИК, в режиссерскую мастерскую Михаила Ромма.

Первая короткометражная лента Кончаловского «Мальчик и голубь» была снята в качестве курсовой работы в 1961 году. На фестивале детских фильмов в Венеции эта короткометражка завоевала приз «Бронзовый лев». В студенческие голы Кончаловский сдружился с Андреем Тарковским, который учился двумя курсами старше. Их творческое содружество выразилось совместных сценариях к фильмам Тарковского «Каток и скрипка», «Иваново детство», «Андрей Рублев». Сценарной работе Кончаловский уделял немало внимания, им написаны сценарии к фильмам «Лютый», «Ташкент - город хлебный», «Конец атамана», «Седьмая пуля», «Ждем тебя, парень», «Транссибирский экспресс».

В 1965 году Кончаловский завершил учебу во ВГИКе. Свой первый полнометражный фильм он снимал в Киргизии. Это была экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Снятый в жесткой и страстной манере, фильм рассказывал о разрушительной силе энергии революционного фанатизма. Слишком искренней и жертвенной была борьба учителя Дюйшена за светлое будущее, чтобы не сочувствовать ему, как сочувствовали полубезумному революционеру земляки, немногочисленные жители кишлака, окруженного каменными стенами гор. В этой картине Михалков-Кончаловский продемонстрировал свое блестящее режиссерское дарование и умение работать с актерами. В «Первом учителе» прекрасно играли Суйменкул Чокморов и Наталья Аринбасарова, ставшая супругой режиссера.

Следующей работой Кончаловского стала «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» (1967). Фильм строился на почти документальном наблюдении за колхозниками средней полосы России. Практически все роли в фильме исполнили простые крестьяне. Готовый материал не нашел понимания у нкиноначальства и был положен на полку. Только в 1987 году Кончаловский сумел отыскать и смонтировать фильм к прокату. Историю Аси Клячиной режиссер продолжил в «Курочке Рябе», уже в 1994 году, показав свою героиню на новом историческом витке. В новой истории Аси взгляды режиссера на жизнь русских крестьян приобрели притчево-анекдотическую заостренность.

В экранизациях классических произведений русской литературы («Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1970) Михалков-Кончаловский исследует тему родного дома, гнезда. По каким-то мало постижимым для героев законам их родной дом оказывается шатким, кренящимся к разрушению. Как Лаврецкий (Л. Кулагин) в «Гнезде», так и Астров (С. Ф. Бондарчук) и Войницкий (И. М. Смоктуновский) в «Дяде Ване», ищут опору для себя в родной земле, но находят ее с большим трудом, а то и утрачивают навсегда. Самыми выразительными с визуальной точки зрения из кинолент режиссера стали многослойный в жанровом отношении «Романс о влюбленных» (1974) и кинопоэма «Сибириада» (1978), вызвавшие бурные споры в кинематографической среде. В этих лентах наиболее полно Михалков-Кончаловский воплотил феномен миросознания советского человека.

В 1980 году Андрей Кончаловский уехал жить за границу и сумел продолжить режиссерскую карьеру в Голливуде. Несомненным успехом режиссера стал фильм «Возлюбленные Марии» (1984) по повести А. Платонова и с участием Настасьи Кински. Следующий фильм «Поезд-беглец» (1985) Кончаловский снял им по сценарию Акиры Куросавы. В основе замысла картины — философская метафора: два вырвавшихся на свободу человека оказываются на потерявшем управление поезде. Неоднозначность характерна для многих лент, снятых Кончаловским в Америке («Дуэт для солиста», 1986; «Стыдливые люди», 1987; «Гомер и Эдди», 1989, гран-при Сан-Себастьянского кинофестиваля). На типичный американский блокбастер похож только один из созданных Кончаловским в Голливуде фильмов — «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне в главной роли.

В начале 1990-х годов режиссер вернулся в Россию и осуществил интернациональный проект — фильм «Ближний круг» (1992), который был посвящен временам сталинщины. Следующая лента «Курочка Ряба» (1994) стала своеобразным продолжением ранней «Аси Клячиной». В 1997 году Кончаловский для американского телевидения экранизировал гомеровский эпос «Одиссея». Это самый дорогой проект в истории телевидения, в мини-сериал было вложено 40 миллионов долларов.

Помимо работы в кино Андрей Кончаловский занимается театральными постановками, он ставил драматические и оперные спектакли на сценах лучших театров мира. В 1998-1999 годах режиссер выпустил две автобиографических книги, связанные общим замыслом: «Низкие истины» и «Возвышающий обман», в которых откровенно поведал о собственной судьбе. В 2002 году фильм Андрея Кончаловского «Дом дураков» получил Гран-при Венецианского кинофестиваля. Эта картина — философская притча, действие которой проходит в сумасшедшем доме во время чеченской войны. Одну из главных ролей в этом фильме сыграла последняя жена режиссера Юлия Высоцкая.


Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Архив М. Ф. Сегиды


Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Архив ООО «Редакция «ВИДЕО-АСС»


Евгений Киндинов и Елена Коренева снялись в главных ролях в фильме Андрея Кончаловского "Романс о влюбленных".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Ия Саввина в фильме Андрея Кончаловского "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Настасья Кински в фильме Андрея Кончаловского "Возлюбленные Марии".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Том Халс в фильме Андрея Кончаловского "Ближний круг".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"

1960 КАТОК И СКРИПКА автор сценария
1961 МАЛЬЧИК И ГОЛУБЬ автор сценария, режиссер
1961 СУД СУМАСШЕДШИХ актер
1962 ИВАНОВО ДЕТСТВО актер
1963 БОЛЬШОЙ ФИТИЛЬ автор сценария
1964 МНЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ актер
1965 ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ автор сценария, режиссер
1966 АНДРЕЙ РУБЛЕВ автор сценария
1967 Асино счастье режиссер
1968 ТАШКЕНТ — ГОРОД ХЛЕБНЫЙ автор сценария
1969 ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО автор сценария, режиссер
1969 ПЕСНЬ О МАНШУК автор сценария
1970 ДЯДЯ ВАНЯ автор сценария, режиссер
1970 КОНЕЦ АТАМАНА автор сценария
1972 ЖДЕМ ТЕБЯ, ПАРЕНЬ автор сценария
1972 СЕДЬМАЯ ПУЛЯ автор сценария
1973 ЛЮТЫЙ автор сценария
1974 РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ режиссер
1975 РАБА ЛЮБВИ автор сценария
1977 ТРАНССИБИРСКИЙ ЭКСПРЕСС автор сценария
1978 КРОВЬ И ПОТ автор сценария
1978 СИБИРИАДА режиссер, автор сценария
1984 ЛЮБОВНИКИ МАРИИ / MARIA'S LOVERS режиссер
1985 ПОЕЗД-БЕГЛЕЦ режиссер
1986 DUET FOR ONE режиссер, автор сценария
1987 SHY PEOPLE режиссер
1989 Танго и Кэш режиссер
1989 Гомер и Эдди режиссер
1992 Ближний круг автор сценария, режиссер
1994 Курочка Ряба режиссер, автор сценария
1997 Долголетие актер
1997 Одиссея автор сценария, режиссер
2001 Дом дураков - автор сценария, режиссер


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.