Кадр из фильма «СЕДЬМАЯ ПУЛЯ». Архив редакции журнала «Искусство Кино»
«СЕДЬМАЯ ПУЛЯ», СССР, Узбекфильм, 1972, цв., 84 мин.
Боевик, советский истерн.
«Седьмая пуля» стала единственным кассовым фильмом (седьмым самостоятельно снятым) узбекского режиссера Али Хамраев. Острые морально-этические и социальные вопросы минувшей эпохи разрешаются в «Седьмой пуле» с лихостью и бесшабашностью, что и должно присутствовать в удалом боевике. В эпизодах погонь и перестрелок легко увидеть благотворное влияние американских образцов жанра — «Дилижанса» и «Великолепной семерки». Хотя киргизского актера Суйменкула Чокморова, которого сразу же назвали «среднеазиатским Тосиро Мифунэ» (благодаря действительно невозмутимому, но внутренне взрывному существованию на экране в роли красного командира Максумова), можно считать в большей степени наследником «самурайских традиций» в кино. Чокморов, как и Болот Бейшеналиев в «Первом учителе» (Андрей Михалков-Кончаловский, соавтор сценария «Седьмой пули», в качестве режиссера уже в 1965 году вывел словно новый тип «красного самурая») или сам он у того же Хамраева в фильме «Без страха», воплощает образ восточного рыцаря без страха и упрека, пусть и с явно ощутимым «американским акцентом». Некоторая декларативность и прямолинейность пламенных революционных монологов Максумова, особенно очевидная спустя 25 лет, искупается тем, что герой, который выступает за кодекс чести и мужского братства, в финале личным примером и ценой смерти юной Айгуль, влюбленной в него, убеждает ушедший вместе с басмачом Хайруллой отряд вернуться на свою сторону.
Американцы подыскали бы собственные киноаналогии — допустим, «Отправившиеся на поиски» Джона Форда или «Скачи по горам» и «Майор Данди» Сэма Пекинпа. Но «Семь самураев» Акиры Куросавы несомненно ближе к «Седьмой пуле» не только из-за переклички в названиях, но и по схожести восточного менталитета. Тот, кто смелее, одновременно более отзывчив к людям, нуждающимся в отцовской или мужской опеке. Господин-мужчина-отец-муж-брат — вот неделимые ипостаси «героя с Востока».
В ролях: Суйменкул Чокморов, Дилором Камбарова, Хамза Умаров, Нурмухан Жантурин, Талгат Нигматулин, Болот Бейшеналиев, Мелис Абзалов, Бахтиер Ихтияров, Т. Алиев, Анвара Алимова, Хикмат Гулямов, У. Абдуллаев, Иногам Адылов, Х. Камилова, Раджаб Адашев, У. Ходжаев, Джавлон Хамраев, Джамал Хашимов.
Режиссер: Али Хамраев.
Авторы сценария: Фридрих Горенштейн, Андрей Кончаловский.
Оператор: Александр Панн.
Художник-постановщик: Вадим Добрин.
Композитор: Румиль Вильданов.
Звукорежиссер: Григорий Сенчило.
Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий