• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → КУЛЕШОВ Лев Владимирович
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

КУЛЕШОВ Лев Владимирович


Лев КУЛЕШОВ. Архив редакции журнала «Искусство Кино»

КУЛЕШОВ Лев Владимирович (13.01.1899, Тамбов — 29.03.1970, Москва), советский кинорежиссер, сценарист, актер, художник. Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения (1946).

Родился в дворянской семье, отец — художник, мать — сельская учительница. В 1914 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1916-19 — художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А. Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с В. Р. Гардиным. В его мастерской, которую он вел вместе с А. С. Хохловой (своей женой и постоянной актрисой), обучалось профессии большое число знаменитых кинематографистов (В. И. Пудовкин, Л. Оболенский, М. Доллер, Б. Барнет, А. Столпер, Т. Абуладзе, Г. Полока и др.)

Кулешов заведомо знал, что значит надеяться на «собственные силы», что значит «быть самим собой». «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Как молодой образованный человек, не мог не думать о том, что в современной культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности — контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр — не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная. Фильм — эффект движения не только на фоне, но и «над» ним — между кадрами. Только эта первоначальная геометрическая условность порождает затем «жизнь», психологию, чувства. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж — понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик — любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба А. С. Хохловой с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными.

В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Два-бульди-два» (1929) — резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, жизни цирка и международных шпионов, прочей экзотики. Заговоры, погони, богатство визуальных отношений — все это напоминает начальный период творчества Фрица Ланга («Доктор Мабузе», «Метрополис») хотя бы по некоторым установкам. Просто у Ланга пространство имело выход на сложную философию, а Кулешов ограничивался марксизмом-ленинизмом. Несмотря на марксистскую философию, Кулешов достиг свободы в изображении человека разумного в фильме «Ваша знакомая» («Журналистка»).

Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Кулешов сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, выразительностью звукозрительного образа смерти, кошмара и обреченности намного опередил свое время.

Но дальше обходить идеологические установки в области кинематографа становилось все труднее. Сняв несколько традиционных фильмов, Кулешов с головой ушел в педагогику.

1919 СМЕЛЬЧАК монтаж

1919 СОН ТАРАСА монтаж

1924 НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИСТЕРА ВЕСТА В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ («Чем это кончится?») режиссер

1925 ЛУЧ СМЕРТИ актер, режиссер

1926 ПО ЗАКОНУ («Трое») режиссер

1927 ВАША ЗНАКОМАЯ («Журналистка») режиссер

1929 ВЕСЕЛАЯ КАНАРЕЙКА («Железный ящик») режиссер

1929 ДВА-БУЛЬДИ-ДВА режиссер

1930 САША («Тетя Саша», «Саша с улицы») автор сценария

1932 ГОРИЗОНТ автор сценария, режиссер

1933 ВЕЛИКИЙ УТЕШИТЕЛЬ художник, режиссер, автор сценария

1934 КРАЖА ЗРЕНИЯ режиссер

1940 СИБИРЯКИ режиссер

1940 СЛУЧАЙ В ВУЛКАНЕ консультант

1942 КЛЯТВА ТИМУРА режиссер

1942 УЧИТЕЛЬНИЦА КАРТАШОВА (новелла в БКС «Юные партизаны») режиссер

1943 МЫ С УРАЛА режиссер

Теги: Актер | Отечественные персоналии | Режиссер | Сценарист | Художник

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
Путин подписал закон о защите русского языка
Избранное
«Чайф» нашел способ избавить человечество от опасности
Сбербанк: бегство топ-менеджеров
Влажная среда «Трахозавр и Лесник» (интернет-сингл)
22 совета для избавления от бессоницы
Дельфин прошелся по болевым точкам в День Москвы
ЛитПон №356 (Дмитрий Черный, Юрий Ли и др.), 1 мая «Китайский Летчик Джао Да»
Крапивница - почему она возникает, какие бывают её разновидности и как её лечить?
Завершился первый этап работ по комплексной модернизации магистралей БАМа
Кошка Сашка «Командировки» (интернет-сингл)
Rhapsody Of Fire «Challenge The Wind»
Сергей Черняховский. Между наукой и декретом
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.