• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → СЧАСТЬЕ (1934)
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

СЧАСТЬЕ (1934)

«СЧАСТЬЕ» («Стяжатели»), СССР, Москинокомбинат, 1934, ч/б, 66 мин.

Сказка, комедия.

Один из последних немых фильмов советского кино, комедия «Счастье» режиссера Александра Медведкина, рассказывает историю нищего русского крестьянина по прозвищу Хмырь. Доходяга Хмырь (П. Зиновьев) никак не может прижиться ни в единоличном хозяйстве, ни в колхозе. В самом начале фильма он оказывается на перепутье, где его, как сказочного богатыря, встречает придорожный камень с надписью: «налево пойдешь — смертию умрешь, направо пойдешь — сдохнешь, прямо пойдешь — умереть не умрешь, но и жив не будешь».

Так и получается, что при старом режиме беднягу допекают самые разнообразные нахлебники. Его обирают до нитки все кому не лень: и батюшка с дьячком, и конкурирующие с ним странницы, и постоялые солдаты, и соседушка кулак с благообразными сединами. И когда все до зернышка, до копеечки отдает Хмырь, на хибарку его набрасываются воры. Единственное, что остается у него — это под стать ему лошаденка в «яблоках» (нарисованных) и красавица жена, Хмыриха. Втроем они и вспахивают скудный надел, вертикальным склоном уходящий в гору.

Во второй части картины Хмыря опять поджидает неудача. Теперь он оказывается в колхозе, где работает водовозом. Его Хмыриха, позабыв мужа, уверенно идет к светлому будущему с бригадой трактористов. А в колхозные ряды втерся бывший кулак. Хмырь же теперь ленивый и несознательный элемент: воду он не довозит — проливает, колхозный урожай не сохранил — растащили его все те же стяжатели, заперев Хмыря внутри амбара. Вот и остается Хмырь опять ни с чем. А Хмыриха выходит в ударницы, и за свои трудодни получает много добра. Злобный же кулак устраивает диверсии: поджигает колхозные хлева. Тут и просыпается сознательность в Хмыре. Он спасает скот и вместе с другими колхозниками разоблачает врага. Заканчивается картина самым счастливым образом: помирившиеся Хмырь с Хмырихой отправляются в город, где Хмырь полностью меняет свою одежду на обновки из лучшего магазина. Радостные, они уходят жить счастливой колхозной жизнью.

Даже сегодня фильм «Счастье» (1934) поражает своей новизной. Она не сюжете, вариации которого можно встретить во многих картинах начала-середины 1930-х. Между тем, на худсовете, перед выходом «Счастья» на экран, многие сочли этот самый сюжет чересчур новаторским. Новизна в том, как непринужденно и естественно вводит Медведкин в свой фильм лубок, как свободно он погружает своих героев в карнавальную стихию. Повествование развертывается на пространстве с очень низкой, а иногда и чрезмерно высокой линией горизонта. Пространство это предельно условно. Центром действия становится подворье героя. Не подворье, а пустошь. Да и дом домом не назовешь — покосившаяся хатка, где лошадь на крыше солому кушает. Сам Хмырь едва жив, а для пущей выразительности ребра у него прорисованы черной краской. Рядом с молодой и сильной женой он кажется совсем стариком. Образы стяжателей сделаны в еще более жесткой сатирической манере: с длинными носами, кривыми ногами. Запоминается и компания странниц-монашек. Эти святые девы собирают подаяние, облаченные в кисейно-прозрачные одежды. А самым сильным остается образ солдат — все в одинаковых, пугающих своей тупостью масках.

Хмырь-колхозник— это уже совсем другой человек. Единоличный крестьянин-Хмырь словно погибает, спасая колхозный скот, уступая место сознательному Хмырю. Именно поэтому, покупая новый костюм, он так пытается избавиться от своего старого тряпья. И никто не хочет у него эту рухлядь забрать. Злополучный узелок, как Горе-Злосчастье из сказки преследует Хмыря. В конце концов он хитростью подкидывает его воришкам, раз и навсегда от себя прежнего. Вся комичность его облика вдруг исчезает. Он превращается в обыкновенного мужика-колхозника. Наконец, дотянулся он до своей жены, которая, единственная в фильме, не была наделена гротескными чертами. Может, поэтому до удивления легко дался Хмырихе переход в колхозную жизнь. Что роднит ее с другими женскими персонажами кино тридцатых годов. Они куда быстрее своих мужиков приспосабливаются к новым жизненным условиям. При всей красоте своей, эти женщины не отличаются женственностью и иногда производят впечатление ломовых лошадей. Когда бедная хмырева кляча падает без сил, в плуг впрягается сама Хмыриха. При явном идеологическом настрое картины, в «Счастье» есть живой, не подчиняющийся никаким идеологическим и временным рамкам смех. Гротескность образов фильма, неожиданность решений полностью вытесняют проколхозную идею и зритель оказывается вовлеченным в медведкинский карнавал.

Анна Филимонова

В ролях: Петр Зиновьев, Елена Егорова, Лидия Ненашева, В. Успенский, Г. Миргорьян, В. Лаврентьев.

Режиссер: Александр Медведкин.

Автор сценария: Александр Медведкин.

Оператор: Глеб Троянский.

Художник-постановщик: Алексей Уткин.

Композитор: Алексей Айги.

Теги: Комедии | Отечественные фильмы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Избранное
«Сегодня в международной политике действует одно правило - правил больше нет»
Юбилей группы «Мастер»: полеты во сне и наяву с Михаилом Серышевым и Андреем Большаковым
Российский национальный оркестр устроил встречу живых и мертвых под Баха и Шуберта
Алексей Горшенев «Посвящение. Музыка для сериала «Король и Шут»»
Электропартизаны «Стекло и сталь»
Сергей Галанин «Любовь, алкоголь и весна. Часть 1. Дуэты»
«Они пытаются нас травить»: папа Алисы Тепляковой обвинил МГУ в разглашении персональных данных
«На крыльях песни» (музыка немецкого романтизма), 4 февраля, Малый зал Московской Консерватории
Диагноз-27 «Caldo de mierda»
Возрожденная «Адаптация» сыграла вживую весь будущий альбом в расширенном составе
«Приключения Электроников», 5 декабря, «Мумий Тролль Music Bar»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.