СЭР


Постер фильма «СЭР».

© КВО «Крупный план».

 

«СЭР (СВОБОДА — ЭТО РАЙ)», СССР, Мосфильм, 1989, цв., 90 мин. Социальная драма.

В фильме отсутствует упоение авторов ужасом перед действительностью. Гораздо более трогательным может быть негромкий, неторопливый рассказ о боли, набросок в приглушенных тонах. Фильм похож на акварельный этюд о человеке, чья жизнь — одна сплошная экстремальная ситуация. Экстремальная вдвойне, потому что речь идет о ребенке. Герой картины Саша Григорьев — воспитанник спецшколы, где «готовят» будущих обитателей настоящей тюрьмы. Предопределенность, обыденность и чуть ли не естественность жизни за решеткой отодвигает на второй план проблему безличного социального насилия над личностью и вины общества перед трудными подростками. Исследование социальной проблемы не входит в сферу интересов авторов. Главная проблема фильма — личностная.

В начале фильма у Саши Григорьева есть два мифа: свобода, тождественная раю («Свобода — Это Рай», так расшифровывается название фильма и наколка на руке героя), и отец, которого Саша никогда не видел и который сидит в тюрьме. Миф об отце, в отличии от мифа о свободе, не объединяет Сашу с другими воспитанниками спецшколы, а напротив, отделяет его от социальной группы. Герой фильма снова и снова убегает из спецшколы, чтобы найти отца, хотя знает, что за его побеги будет наказана вся школа, и ему за это отомстят. Человек, отвергнутый обществом, теперь сам отвергает то подобие общества, к которому он мог себя причислить. Отвергает не ради рая, именуемого свободой, а ради другого, личного мифа. Отец к концу фильма обретает реальный облик, в то время как «свобода» все более размывается, теряет очертания. Герой словно помечен, заклеймен несвободой, не только потому, что он беглец, но и потому, что он ребенок в мире взрослых и зависит от их жалости или жестокости. Необычность судьбы героя служит как бы увеличительным стеклом, позволяющим увидеть, чего может ожидать ребенок от взрослых, какие модели взаимоотношений существуют вообще. И в итоге преимущество взрослых оказывается мнимым. Владея внешним миром, взрослые проигрывают ребенку, когда дело касается мира внутреннего.

В 1996 году исполнитель главной роли Володя Козырев в очередной раз попал в тюрьму за кражу.

В ролях: Володя Козырев, Александр Буреев, Светлана Гайтан, Витаутас Томкус, Сергей Шкаликов, Игорь Косухин, Ким Хо Нам, Коля Аверин, Сережа Черных, Женя Кравченко, Ксения Назарова.

Режиссер: Сергей Бодров. Автор сценария: Сергей Бодров. Оператор: Юрий Схиртладзе. Художник-постановщик: Валерий Кострин. Композитор: Александр Раскатов. Текст песен: Наутилус Помпилиус. Исполнение песен: Наутилус Помпилиус. Звукорежиссер: Вячеслав Карасев.


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.