ТАТИ Жак


Жак ТАТИ. Архив А. В. Брагинского


Жак ТАТИ. Архив ООО «Редакция «ВИДЕО-АСС»

   ТАТИ (Tati) Жак (09. 10. 1908 — 05. 11. 1982), французский актер и режиссер. Настоящая фамилия Татищев (по русскому деду, дипломату в Париже).

Классик французской комедии — и в то же время стоит особняком в этом весьма развитом жанре кино Франции. Начинал путь в спорте (регби, бокс, теннис) в 30-е годы как любитель, а вскоре профессионально выступал со смешными пантомимами в мюзик-холле. В 1932 попытался перенести свои цирковые номера в кино, но фильм «Оскар, чемпион по теннису» не был им завершен.

Универсальное мастерство Тати проявилось с первых киноопытов — он был и сценаристом, и режиссером, и актером. Продолжал выступать в мюзик-холле. В конце 30-х и сразу после войны играл маленькие роли в кино (например, в лентах Клода Отан-Лара «Сильвия и призрак» (Sylvie Et Le Fantome, 1946), «Дьявол во плоти» (Le Diable Au Corps, 1947), а в 1949 году ставит «Праздничный день» (Jour De Fete), так поразивший прокатчиков своей новизной, что они согласились купить права только после оглушительного успеха маленького частного просмотра. Однако в первые ряды комедиографов Тати вывела следующая картина «Каникулы господина Юло» (les vacances de monsieur hulot, 1953) и в особенности «Мой дядя»( Mon Oncle, 1958), получивший специальную премию в Канне и «Оскар», сделавший имя Тати известным всему миру.

Он снимал очень редко, однако каждый фильм становился событием культурной жизни и входил в историю комедии. В критике существует термин «юмор Тати», который отличается острым своеобразием и одинаков во всех его комедиях. Лишен надуманности, всегда подсмотрен в реальной жизни, с одной стороны пронизан лиризмом и нежной любовью к миру, а с другой — обладает иррациональной глубиной и напоминает черный юмор сюрреалистов, выявляя потерянность обыкновенного человека в технизированном мире агрессивно наступающей цивилизации. «Я хочу сделать гэг правдивым», — говорил Тати. Типичными для его творчества являются комедии «Время развлечений» (Play Time, 1967, приз на МКФ в Москве) и «Автодвижение» (Traffic, 1971). Последний фильм режиссера — «Парад» (Parade, 1974, главный приз детского кинофестиваля в Москве) является его объяснением в любви цирковому искусству.

Дмитрий Савосин

1934 ON DEMANDE UNE BRUTE ассистент режиссера, сценарист
1935 GAI DIMANCHE режиссер, сценарист, исполнитель
1936 SOIGNE TON GAUCHE режиссер, сценарист, исполнитель
1946 ДЬЯВОЛ ВО ПЛОТИ / LE DIABLE AU CORPS исполнитель
1946 СИЛЬВИЯ И ПРИЗРАК / SYLVIE ET LE FANTOME исполнитель
1947 L'ECOLE DE FACTEURS режиссер, сценарист, исполнитель
1949 ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ / JOUR DE FETE режиссер, сценарист, исполнитель
1953 КАНИКУЛЫ ГОСПОДИНА ЮЛО / LES VACANCES DE MONSIEUR HULOT режиссер, экранизация, сюжет, исполнитель
1958 MON ONCLE продюсер, режиссер, сценарист, исполнитель
1967 PLAY TIME режиссер, сценарист, исполнитель
1971 АВТОДВИЖЕНИЕ / TRAFFIC режиссер, сценарист, исполнитель
1974 PARADE режиссер, сценарист, исполнитель 
Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Сценарий» за 1949 год
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Приз ФИПРЕССИ» за 1953 год
Премия «Оскар» в номинации «Иноязычный фильм» за 1958 год
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Специальный приз жюри» за 1958 год
Почетный приз «СЕЗАР» за 1976 год


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.