Надежда Бабкина: «Если я говорю – «нет», значит, «нет»

Предлагаем Вашему вниманию эксклюзивное интервью певицы Надежды Бабкиной . Беседовал Рамазан Рамазанов.
- - Надежда Георгиевна, о вас говорят как о «конкретном» человеке, имея в виду, что с вами можно иметь дело. Это так?
- Ну, если говорят, значит, так. Я люблю работать с профессионалами, люблю работать, чтобы был результат. Если я говорю: «Да», - значит, будет «да». Говорю: «Нет», - значит, «нет». Я не приемлю самодеятельности и корявости. Не люблю я этого. Это мешает мне во всем. У меня четкий, железный порядок. Если я делаю какое-то произведение, то вкладываю в него умение, желание, профессионализм и понимание, для кого и какими средствами я это делаю. Сейчас я, помимо юбилейного концерта, занята еще и строительством нового помещения под театр песни «Русская песня» на Олимпийском проспекте. Когда появляются деньги, на каком-то этапе их начинают воровать. Я всегда возмущаюсь, когда сталкиваюсь с людской беззубостью. Я знаю, что деньги перечислены, а потом вдруг выясняется, что генподрядчик часть из них украл, начинаю разбираться. Инвесторы приглашают меня на встречи в качестве гаранта. Но заниматься разбирательством это не моя тема. Я должна петь и радовать зрителя, а не выяснять, кто сколько украл. Но иногда приходиться, потому что те, кому положено этим заниматься – не занимаются. Приходиться вникать в не свою профессию. Я вынуждена вникать, потому что должна разговаривать с людьми на их языке. Это катастрофа. Вот и приходится мне заниматься пением в свободное от всех этих дел время. На сцене я получаю радость и удовольствие. Я люблю выходить на сцену. Там другая настоящая жизнь. А здесь «бытовуха», которая создает такие тиски, что нужно раздвигать их с недюжинной силой, чтобы тебя не сплющили. Я могу быть грубой, громкой, но могу тут же извиниться. Но я надежный человек. Если я сказала «да», то сделаю все, во что бы то ни стало. Если сомневаюсь в чем-то, не стану лезть; если сказала «нет», значит, «нет». Но зато это честное «нет». Я не обнадеживаю человека, если чего-то не могу. А когда мне в лицо говорят одно, а потом все меняется наоборот, я впадаю в ступор от человеческого невежества. Я редко рычу, но все знают, что не надо испытывать мой нрав на прочность.
Такая же история и со съемками любой телевизионной программы. Это не просто надеть платьишко, выйти и спеть. Его нужно скомпоновать. И если программа посвящена какой-то теме, то эта тема должна быть профессионально представлена на экране. Чтобы она вызвала восхищение. А главное, чтобы планка не была опушена ниже плинтуса. А когда при составленной программе, продуманных костюмах и приглашенных гостях, за три часа до съемок, тебе объявляют, что ничего этого не будет, а будут только три песни, то, извините, тут я выкажу всю мощь своего характера.
- Обычно женщины не озвучивают количество прожитых лет. Вы тоже?
- А че скрывать? Вся страна уже знает, сколько мне лет. Я никогда не скрывала, но отсчитывала количество лет в уме. В преддверии юбилея мне каждый день говорили о моей круглой дате, но, несмотря на свой возраст, я не скукожилась, не стала ленивой и ворчливой. В паспорте стоит некая условная дата, как некая веха, и я должна на это обратить внимание. Но я вокруг этой даты и вехи отплясываю. Это всевозможные мероприятия, встречи, разговоры о том, как все начиналось, как я умудряюсь сочетать и то, и другое, как отдыхаю и чем питаюсь. Настроение ведь дело временное. Оно может меняться ежеминутно. Но есть некие постоянные столпы, на которые нужно опираться. Это питание, сон и отдых. Об этом надо думать сейчас. Если раньше можно было совсем об этом не думать и позволять себе работать, как заведенная машина, отдавая сну всего 4 часа, то сегодня мне для восстановления этого мало. Мне необходимо уже минимум 8 часов. Может быть, исходя из этого, я стала чувствовать, что стала старше.
- Людей, интересующихся вашим прошлым, настоящим и будущим, можно понять. Вы просто огорошили всех, заявив, что вам 60. Как, по-вашему, 60 для артистки это много или мало?
- Много. Но я хочу сказать, что жанр, в котором я работаю, он без возраста. Главное, надо следить за собой.
- Вы познали и тяжелую, и роскошную жизнь. Понятие родины с годами у вас менялось?
- Нет. Совсем нет. Оно для меня постоянное. Для меня это реальная сила, которую я ощущаю и которая идет от земли. Я ее чувствую. Она меня держит крепко. Не имеет значения место, в котором ты родился, жил или живешь сейчас.
- Говорят, золото и в грязи блестит. Вам пришлось столкнуться с предательством, цинизмом, непорядочностью людей. А можно сохраниться золотом во всей этой грязи?
- Можно. Должно быть крепкое самосознание. Мой девиз по жизни: «Не суди да не судим будешь». Божьи заповеди главнее, чем все остальное. Даже из плохого, что было в моей жизни, я пыталась извлечь что-то позитивное и полезное для себя. Нужно просто оставаться человеком, не изменять своим принципам. Чтобы спать и просыпаться без обременения и боязни за совершенную гадость. Нужно оставаться человеком. Мои посещения рынка превращается для торговцев в праздник. Для меня общение с народом тоже некий отдых. Это совершенно другая атмосфера и аура. Каждый продавец зазывает за свой прилавок и просит отведать его угощений, предлагает взять яства в любом количестве, причем, бесплатно. Но я всегда говорю им, что мне хочется купить самой. И вот, когда я, накупив всего, направляюсь к машине, за мной следует толпа женщин – продавщиц и несет в подоле то, что я купила у них, плюс в довесок что-то в подарок от них. Для меня это любовь. Или вот еще. Накануне своего юбилейного концерта, я ездила знакомиться с государственными коллективами северокавказских республик. Стою в русском наряде, а вокруг горцы. И все в один голос признаются мне, что я для них своя. Разве это не любовь, не оценка меня и моего творчества? У меня очень большой стаж работы с 1969 года. За это время я редко ошибалась в делах. Чаще ошибалась в людях. Я приучена доверять людям. Мне кажется, что если я никого не обманываю, значит, и меня не обманут. Я понимаю, что так бывает редко, но свято верю в это. Я стараюсь делать все правильно, и, видимо, Бог оберегает меня от нечистых людей.
- Вы сами формируете себе настроение?
- Да. После тяжелого рабочего дня и не всегда приятных переговоров, еду в гости к сыну и снохе, они недавно подарили мне внука. Поговорю с ними, и все вокруг кажется таким благостным…
- Звание бабушки не режет вам слух?
- Я, честно говоря, еще не понимаю. Я буду помогать им, это понятно. Но как только меня назовут бабушкой, тут я пойму, что я уже старуха (смеется). У меня ассоциации с беззубыми бабушками - старушками, сидящими у подъездов или на завалинке и делящимися последними сплетнями. При этом что-то вяжут или мешают кашку в чугунке. Хочется сказать сразу: «Вы че, ребят, бабушка – это старуха. А я еще о-го-го! Вы че, решили списать меня что ли? Что я, закончилась уже что ли». По внутреннему ощущению, мне еще ой как далеко до бабушки.
- Говорят, руководить – не женское дело. Неужели не хочется быть просто слабой женщиной? Не все же время орать, гнать, подгонять.
- Ой (тяжело вздыхает). Я знаю, что такое «слабая женщина». Поэтому, сегодня не хочу быть ею, честное слово. Были в моей жизни моменты, когда хотелось почувствовать себя слабой.
- Вы не хотите быть слабой или боитесь быть таковой?
- Ну, разве можно назвать слабыми женщин, которые поджимают в трубочку губки, у которых груди накачены силиконом, и кучерявят свою шерстку на голове? Это не женщины, а какие-то куклообразные манекены на одно лицо. Какая там может быть слабость? Там такой сволочизм сквозить через весь этот силикон. И мужики с ними тоже им под стать, которым нравится слышать от своих пассий: «Ну ладно, милый, делай, как хочешь и считаешь нужным». Да не хочу я такой слабости! Это не мое. У меня скорость мысли быстрее, чем у мужчин. Пока мужик будет думать, я уже сделаю. Я знаю, что это не очень хорошо, но что ж поделать.
- Вас называют «мужик в юбке». Говорят, сильных женщин мужчины побаиваются. Вам приходилось это испытывать на себе?
- Я знаю, что меня боятся. Понимаю, что такой накат со стороны женщины может быстро надоест мужчине. Кто может вынести такой напор, который везде. Дома я могу помолчать, походить по квартире, помычать, полы вымыть, что-то приготовить, полить цветочки в зимнем саду в подъезде нашего дома. В таких ситуациях я есть женщина. И мои действия гораздо спокойнее, мне не нужно торопиться и быть активной. Я не понимаю, что значит быть слабой. Мужик, он добытчик, а женщина, все-таки – интеллект. Гармония этих качества идеальна. Если женщина умная, то он вдалбливает в мозг мужчины, что он самый сильный и умный, тем самым, повышая его самооценку. А есть мужчины, которые неподвластны этому. Более того, часто обижаются. Тогда приходится идти и добывать самой. Ну, как можно назваться в такой ситуации? Конечно, сильной. Среди моих близких мужчин, с которыми я дружу много лет, есть такие, которые предугадывают мои мысли наперед. Звонят и говорят: «Надюха, как дела? Значит так, я помогу тебе, можешь на меня рассчитывать». Я отказываюсь. Они снова: «Значит так, твое дело петь, иди и репетируй, я сам все сделаю». От благодарности за его предложение и заботу, у меня заулыбалось все нутро. Или еще: «Надя, берешь билет и прилетаешь. Здесь тебя ждет дом, который полностью в твоем распоряжении. Живи столько, сколько захочешь». Это мои давние друзья. И с ними я чувствую себя слабой. В каких-то моментах я пытаюсь им подражать. Я ведь изначально руководитель государственного коллектива. Ходить, улыбаться и хлопать глазками мне нельзя. Я должна мыслить стремительно, принимать решения, успеть везде, пообщаться с третьим-десятым. Я должна потому, что я не одна. За мной 150 человек моей команды и 11 коллективов. Но мне ответственность за них, за их семьи.
- Каждый человек мечтает добиться в жизни божественной троицы – Веры, Надежды, Любви. Надежда уже есть в вашем лице, а как у вас с верой и любовью?
- Все нормально. Каждый человек отрабатывает свое имя, хочет он того или нет. Меня нарекли Надеждой, и с каждым годом я все больше ощущаю, что для кого-то я действительно надежда. Я надежда и для себя, и для своей семьи, и для жанра, коллектива и многих людей, которые меня любят и которые аплодирует мне. Но у каждого из них свое мерило надежды. Вера сопровождала меня всю мою жизнь. Именно она и вытащила меня на тот пьедестал, на котором я сегодня есть. А как же без веры? Без веры никак. Вера ведь, как мечта. Человек без веры немощен, жалок и бесперспективен. А без любви я вряд ли чего достигла в жизни. Более того, я и не мечтала, и цели оказаться на высокой ступени, не было. Я понимаю, что края еще не видать, и мне еще нужно карабкаться и карабкаться наверх. Это не тщеславие, у меня достаточно популярности, и я ее несу достойно, ронять ее не собираюсь. Очень важно в жизни правильно найденная профессия. Это божий промысел. Боженька подсказывает, и если человек правильно узрел его совет, то все начинает складываться. Происходит взаимодействие. Я чувствую его поддержку и часто общаюсь с ним, получаю от него информацию, как себя вести.
- Надежда Георгиевна, а почему утихли страсти вокруг вашего союза с Евгением Гором?
- Они не утихли. Напротив, они сегодня усиливаются. Недавно мы с Женей были на концерте Коли Баскова. После нашего выступления, Басков сказал: «Видите, как Надя Бабкина прекрасно выглядит. Это все благодаря тому, что рядом с ней молодой спутник. Еще бы ей плохо выглядеть». Я ему: «Ну и сволочь же ты, Коля». А он мне: «Сволочь, зато ротированная!». Мы с Колей пошутили и поржали, а для Женьки это было как ранение. Он сказал, что думал, что все приутихло и все успокоились, и перестали его воспринимать как довесок к Бабкиной, а тут опять ха-ха, хи-хи… Мы вместе уже 7 год, у нас прекрасные отношения. Женя музыкально образованный и одаренный парень, и ему не хочется числиться при ком-то, а хочется быть отдельной единицей. А его все время называют спутником Бабкиной. Он расстраивается сильно. Говорит, что у него ощущение, что он не представляет из себя ничего, а лишь друг Надежды Бабкиной. Я его понимаю, мне даже жаль его. Ему это мешает развиваться как музыканту. Чтобы он ни сделал, все лавры причисляют почему-то мне. А ведь он очень старается, пытаясь доказать свою состоятельность как артиста. Ведь мало кто знает, что за Женей мощное музыкальное образование, он владеет несколькими языками, он ведь какое-то время учился и работал в Америке. Он пишет потрясающую музыку, у нас с ним прекрасно сливаются голоса. Но мы с Женькой приняли решение не петь больше дуэтом. Женя не хочет такой публичности. Если его приглашают сниматься в телепередачах одного, он ходит. Но вдвоем, вместе – уже нет. Он не ходит на тусовки, перестал общаться с артистическим миром по одной лишь причине, что его жрут поедом за то, что мы вместе. Народ злой. Если видит, что кто-то счастлив, начинает злорадствовать. Не замечать этого мы не можем. Мы ведь живем миром шоу-бизнеса. Я особо не переживаю по этому поводу, но Женя воспринимает все близко к сердцу, поэтому ему и тяжелей. У него нет той закалки и такого сволочизма, чтобы отвечать на колкости хлестко и жестко. Женя крепкий парень и в нем мощное самолюбие, но он не хочет хамить.
- Вы так тепло отзываетесь о Горе. Знаю, что у вас не менее теплые отношения с вашим сыном Данилой, который, говорят, делится с вами даже своими сексуальными проблемами?
- Слава Богу, у Данилы нет сексуальных проблем. Но мы с ним родственные души, мы друзья. У нас нет запретных тем. Он доверяет мне все свои проблемы, радости и печали, советуется со мной. Я в свою очередь, с ним.
- А вы доверяете ему свои сердечные тайны?
- А он все видит сам. Для него вопрос обсуждать подобные темы не стоит. Он почему-то считает, что я все делаю правильно. Данила ни разу не видел, чтобы я запечалилась в этом смысле. Если что-то произойдет, наверное, он начнет задавать вопросы. Но пока причин для этого нет, и, надеюсь, не будет.
- На день вашего рождения Данила подарил вам звезду на небе, названную в вашу честь. А вообще, виртуальные подарки греют вам душу?
- Еще как греют. Я знаю, что моим именем названа звезда во Вселенной. И она освещает мой путь, даря мне надежду на лучшее.
- Скажите, вам знакома любовь с первого взгляда?
- А разве бывает другая любовь? Ведь только так и бывает в жизни. Если нет какой-то необъяснимой химии от первого взгляда, то будущего не будет. Первый взгляд – абсолютно точный. И если он зацепил, то контакт состоится и все будет в порядке. Ведь при первом взгляде зажигается божья искра. Вот потому она и называется любовь с первого взгляда. А если приглядываться, принюхиваться, то обязательно будет заблуждение. Вот я увидела Гора в первый раз, и у меня сразу все вспыхнуло. Также и у него. Мы поняли, что смотрим друг на друга с одними и теми же желаниями.
- Вас какое-то время называли «неформатной певицей». Не обидно?
- А я и есть неформатная певица, причем, по сей день. Нет, не обидно, наоборот, круто. В России, все, что связано с национальной культурой и этнической музыкой, конкретно является «неформатом». Но этот «неформат» придуман кем-то, удобен для кого-то, чтобы не объяснять. Это своего рода «вежливый отказ».
- Вы как-то пополняете свои фольклорные запасы. Знаю, что раньше вы ездили по российской глубинке и собирали народные напевы и песни.
- Сейчас нет смысла. И потом, представьте себе на минутку: приезжает в глубинку Надежда Бабкина и прослушивает старинные народные песни. У нас песен достаточно. Когда мы проводим фестиваль «Песни России», тогда, да, возможно, собрать что-то. Ведь приобщая местные народные коллективы к фестивалю, мы прослушиваем много старых песен, многие из которых берем к себе в репертуар, аранжируем их. Это, как народное платье, которые мы перекраиваем под себя, ну и чтобы фасончик был модный (смеется).
- Вы сказали, что у вас нет конкурентов. Но ведь именно конкуренция создает стимул быть лучше.
- У меня есть конкуренты и очень даже много. Все они в театре «Русская песня» (смеется). Я их создала специально. Все остальное не составляет для меня никакой конкуренции. За пределами моего театра нет. У кого есть такой багаж, опыт, у кого за плечами два дирижерских образования, плюс режиссерское и вокальное? Ни у кого. Я вам ответила. А вот панты впереди планеты всей должны чем-то подкрепляться. Если подкрепления нет, будь-то образовательное, ответственного или рассудительное, то создать и придумать можно все, что угодно.
- Это может разглядеть профессионал, а обыватель, сидящий в зале. Видит некую идентичность в песнях «Русской песни» и «ансамбля «Золотое кольцо»?
- Вряд ли. Обыватель просто слышит, что у певицы вроде манера народного пения и все. Но в случае с «Кольцом», Кадышева исполняет песни своего мужа, а я – народные, которым по сто - двести лет. Но у меня нет претензий ни к кому. У каждого из нас своя ниша, своя публика. Так что, пространства для творчества хватает всем.
- Вам не обидно, когда вас, по - простому, называют «казачка Надя», а не, скажем, «царица русской песни»? Тем более что после ухода из жизни Людмилы Зыкиной, место «царицы» уже вакантно
- Да я вообще не парюсь на эту тему. А Зыкину никогда не называли «царицей русской песни». Называть ее так стали лишь незадолго до ее смерти.
- Вы доктор искусств Сан-Марино. А что вам дает это звание?
- Разве что для самоутешения. Хотя, когда я писала диссертацию, встречалась с итальянскими профессорами, перенимала у них опыт создания песни не этнически глубинным, а современным. Это некая образовательность для меня.
- Вы происхождением из пролетарской семьи: папа – председатель колхоза, мама – учительница начальных классов. Что вы сохранили в душе и в быту от той жизни?
- В душе осталось все. Все ведь зависит от того, какой дан зачин изначально. Человек формируется из истоков. Воспитание ребенка происходит до 5-летнего возраста. И лишь потом, он начинает активизировать то русло, в которое родители смогли его направить. Мои родители делали все правильно. Они воспитывали в любви и уважении ко всему: людям, труду и всему, что меня окружает. Моя душа не противоречит моим действиям. Это называется гармония. В быту то же самое. Я непривередливая в еде. Для меня деликатесы что есть, что их нет. Скорее, больше нет, чем есть. Я очень проста в еде. Со мной выгодно ходить в гости. Я недорогой гость (смеется). Также и в одежде. Знаете, я могу надеть свой любимый старый и затюканный халат в дырках и при этом быть самой счастливой женщиной.
- А лидерство в вас откуда?
- От отца. Хотя в детстве я была такой непоседой, что мама не горюй. Росла пацанкой, дружила исключительно с мальчишками и была зачинщиком во всем. Все время что-то чудила, ездила на мотоцикле, рвала тюльпаны в сквере у сельсовета, забиралась в колхозный сад за яблоками, а потом, ревя от полученного в задницу выстрела с солью, неслась домой. Но угомониться не могла: что-то задвигала, переставляла, белила с командой ребятишек стены и двор нашего дома, хотя он совершенно не нуждался в этом, выкорчевывала трубу, которая пролежала в земле сто лет и никому не мешала. Надо было же куда-то девать энергию, руки-то чесались. Организатором всего этого была я. Командовала мальчишками, и все беспрекословно исполняли мои команды. Какой-то деловизм во мне, видимо, был всегда. А когда подросла и стала замечать, что мной интересуются мальчики, провожают домой, просят первого поцелуя, я стала стесняться и перестала быть забиякой. Во мне стало проявляться больше женственности. Я стала надеваться коротенькие платьица, делала прически, вообщем, следила за собой. А потом опять во мне начинал говорить лидер. Как только мне давали кусочек ответственности, спинка начинала выравниваться.
- Родители вас держали в «ежовых рукавицах»?
- Отец спрашивал с меня как с ответственного человека. Он видел во мне лидера, ну и спрос был соответствующий. А с младшего брата моего Валерки он не спрашивал, говорил лишь: «Ну а ты чего стоишь? Видишь, как Надя это сделала? Надо было бы тебе это сделать, а ты сидишь». Пытался сместить акценты. Валерка у меня Овен, человек с мощной энергией. И все равно, он дошел до звания генерала. Значит, в нем кипело такое, что и сделала из него полководца. Я даже, когда приехала в Москву, у меня и мысли не было руководить коллективом. Я приехала лишь за образованием и кусочком красивой столичной жизни: театры, парни, угощения. Когда образовался ансамбль, и мне, как в пасьянсе, выпала первая очередь руководить. Мне было сказано: «Ну, поруководи, Надька, месяц, а потом доверим это дело следующему, по очереди». Я согласилась. За этот месяц поменялся весь уклад моей жизни. Я не знала, с чего начать, надо было учиться на своих ошибках. Постигала азы методом тыка, и той своей активности, которую не утеряла, как говорится, окунулась в это дело с головой, получала по морде и голове, все равно шла дальше, ошибалась, но не отступала. За месяц я нахваталась опыта. А мне и говорят: «Надька, у тебя так классно все получается, давай-ка еще месяц поруководи». Месяц за месяцем, прошел год, потом еще. Я стала больше вникать в дело, стала расчищать шелуху, чтобы двигаться дальше и жить комфортнее. Метлой я была рабочей, надо сказать. Во мне было все: я была жнец, жрец и на дуде игрец, и себе в ладоши хлопала.
- Вы такая всегда озорная, что трудно представить вас плачущей. Что может вызвать у вас слезы?
- А все, что не чуждо нормальному человеку, женщине. Реву ревом и становлюсь такая некрасивая. Нос и губы распухшие, слезы льются, глаза красные – страшное зрелище. Но я не реву на людях.
- Боишься показаться слабой?
- Да ничего я не боюсь. У меня сейчас такой статус, что мне все равно, слабая я или сильная, и кто что про меня подумает. Я не стесняюсь своих слез. Просто в этот момент я бываю некрасивая.
- Членство в партии дало вам какие-то блага в жизни?
- Еще больше ответственности и еще больше проблем.
- Власть обижала вас?
- Во времена Союза обижала. Однажды мне в ультимативной форме было сказано, что если я со своим коллективом не поеду туда-то, то мне перекроют всю творческую деятельность и не дадут продвигать дело под названием «Русская песня». Я поехала. Но это не значит, что я изменила совести и своим принципам. Нет, с совестью у меня всегда все было хорошо. Я понимала, что должна сделать это ради того, чтобы мой театр песни не погубили. Но тема сдачи и предательства – не моя принципиально.
- Какой комплимент вам запомнился?
- Комплимент от Фредерико Басали, дизайнера по очкам. Он француз, и мы дружим с ним. Он каждый год приезжает в Россию. И вот, в один из его приездов, я потащила его на Красную площадь на проводы Масленицы. Он, бедный, замерз весь, нос красный, стоит и ест блины. А я, в народном платье, рассекаю на коньках. Подъезжаю к нему и спрашиваю, как он. А он, весь такой худющий, продрогший говорит мне: «Надья, как тебе идет Красная площадь!». Какой крутой комплимент и сколько в нем заложено всего!
- А в свой День Рождения, что желаете услышать?
- Да самый простой тост: «Надя, живи, радуйся, радуй нас».
Беседовал Рамазан Рамазанов
Комментарии читателей Оставить комментарий