Вячеслав Бутусов: «Попса - это всего лишь халтура, суррогат, подделка и обман»

В начале декабря студия «СОЮЗ» выпускает новый альбом Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер» «Цветы и тернии». Диск создан в сотрудничестве с поэтом Александром Логиновым. В преддверии релиза корреспондент Музыки КМ.Ru интерактивно пообщался с Вячеславом Бутусовым.
KM.Ru: Ваши первые сольные альбомы были насыщены образностью детских сказок, «Богомол» получился эпическим и притчевым. А как бы вы могли охарактеризовать метод новой пластинки «Цветы и Тернии»?
- Этот альбом - результат коллективного творческого мышления, своеобразный модуль, нацеленный на дальнейшее самосовершенствование и направленный на создание определённого сверхпродукта при непосредственном участии заинтересованных слушателей. Мы его складывали как многомерную головоломку из элементов, полученных по наитию, добиваясь взаимодействия между несколькими авторами текстов, несколькими сочинителями музыки и несколькими генераторами движущей идеи.
KM.Ru: «Цветы и Тернии» - есть ли здесь какая-то отсылка (возможно, полемическая) к «Цветам Зла» Бодлера и к эстетике Серебряного века?
- Здесь заложены и взяты за основу некоторые традиции эпохи Возрождения как символы стремления к духовному процветанию, как цветы, пробивающиеся через колючки дикого приземлённого слоя, приносящие плоды благонадёжности и дающие семена полезного развития человеческой культуры.
KM.Ru: Каким образом возник ваш творческий тандем с Александром Логиновым? Почему именно с ним вы работали над этой пластинкой?
- Александр покорил меня своим самоотверженным и бескорыстным желанием участвовать в совместном творческом процессе, он просто присылал мне свои тексты, и я постепенно проникся его искренним видением мира и чувствительной глубиной восприятия окружающей действительности. Он своим усердием заслужил нашего пристального внимания, а это означает, что человеку есть что высказать.
KM.Ru: У меня всегда складывалось впечатление, что Вам как интроверту всегда нужны особые условия для работы. Однако диск «Цветы и Тернии» рождался в пути. Нет ли здесь противоречия?
- Из всех особых условий мне наиболее необходим толчок, двигающий меня с места. С этого момента и начинается движение, которое образует упоминаемый путь к цели. Если же эта цель формируется в наивысший смысл, то этот путь становится постоянным и бесконечным. Я вижу этот смысл в служении замыслу Божиему.
KM.Ru: Александр Логинов охарактеризовал альбом «Цветы и Тернии» так: «Ни на йоту попсы». Между тем альбом «Ю-Питера» «Биографика» был великолепным образцом именно поп-музыки (в самом хорошем смысле этого слова). Значит ли это, что сейчас вы опять пошли по пути усложнения музыкальной составляющей?
- Поп-музыка - это произведения, изначально ориентированные для широких масс, а попса в моём понимании - это всего лишь халтура, суррогат, то есть подделка и обман. Сам по себе формат песни тяготеет к мелкомасштабному восприятию, и это относит его к легкоусваиваемому жанру. Произведения, выходящие за рамки шаблона «куплет/припев», имеющие амбиции самосовершенствования и тенденции усложнения, уже можно называть музыкальными опусами. Но любую привычную форму можно развить методом дерзновения, к чему мы и стремимся в последнее время.
KM.Ru: Почему вы решили выпускать альбом, в первую очередь, на виниле?
- Эта идея принадлежит компании «Реал Арт Продакшн», возглавляемой Бахом Низовым, и суть её заключается в привлечении и направленности наибольшего внимания заинтересованных, близких по духу людей. В основе своей эта идея помогает процессу объединения людей на почве сопричастности к единому творческому процессу, который очищает, оздоравливает и оживляет атмосферу нашей совместной человекодеятельности.
KM.Ru: В пресс-релизе много сказано о загадочности и необычности альбома «Цветы и Тернии». А будет ли что-то необычное на его презентации? И вообще, планируется ли презентация?
- Вряд ли мы сможем поразить воображение искушённых любителей музыки, но мы постараемся привнести элементы репетиционной и студийной атмосферы. Есть задумка пригласить всех участников записи альбома «Цветы и тернии», которые были привлечены к сотрудничеству на студии «Добролёт», а это значит, что будут использованы необычные и даже нехарактерные для нас инструменты. Мы ставим перед собой задачу - устроить своеобразный «джем-сейшн» на презентациях в Петербурге и Москве.
KM.Ru: Первоначально Ваш альбом должен был называться «Неохиппи». Откуда у Вас такой интерес к этой субкультуре? Насколько пацифизм хиппи вяжется с евангельскими «не мир вам принес, но меч» и, скажем, изысканиями христианского философа Ивана Ильина «О сопротивлении злу силой»?
- У меня узконаправленный интерес к этой субкультуре, я в своё время проникся музыкой того периода. Все мы формально были «дети цветов». И во мне по сей день живут аспекты романтизма и идеализма, которыми пропитана музыка хиппи.
KM.Ru: Расскажите, пожалуйста, об акустической версии песни «Дети минут». Почему у вас появилась потребность записать именно такой ее вариант и почему именно эта версия вошла в альбом?
- По нашему усмотрению альбомная версия песни «Дети минут» должна была отличаться от киноверсии, чтобы лучше вписываться в общую канву альбома, и мы решили сделать её в эстетике квартирника.
KM.Ru: Какие у Вас остались впечатления от участия в фестивале «20 лет без КИНО»? В частности, очень интересует мнение о сетах Ваших коллег…
- Я непрерывно давал интервью и не видел практически ни одного выступления целиком, за исключением Зефиры, со звуком и видом из-за сцены. Меня впечатлила её версия песни «Попробуй спеть вместе со мной…».
KM.Ru: Известно ли Вам о подготовке рэп-трибьюта «КИНОпробы»? Как Вы думаете, органично ли звучат песни Виктора Цоя в иной стилистике или же все-таки наиболее удачными выходят рок-каверы «Кино»?
- Переработка может быть в любой стилистике, важно, чтобы она сохраняла полноту духа песни и не коверкала её значимости. Иначе это будет всего лишь пародия.
KM.Ru: В конце октября скончался поэт и философ Евгений Головин, на стихи которого вы выпускали альбом… Что вы можете сказать об этом человеке и о его творчестве?
- Честно говоря, я плохо знаком с трудами Евгения Головина, а принимал участие в альбоме с его песнями по просьбе Георгия Каспаряна. Последний занимался музыкальным оформлением проекта «Звёздный падл».
KM.Ru: А как вам песни на стихи Головина в исполнении «Ва-Банка» и «Центра»?
- Это и есть песни Евгения Головина (он их исполнял под гитару).
KM.Ru: Менялось ли со временем ваше отношение к Головину? Ведь вы православный христианин, а его причисляют к эзотерикам и оккультистам…
- Мы с Евгением встречались только один раз в Санкт-Петербурге, во время записи альбома, и там в большей степени велись разговоры о геральдике или окологеральдические.
KM.Ru: Недавно вы провели встречу в центре наркозависимых. Какими судьбами вас туда пригласили? Как всё прошло?
- Накануне нашего концерта в Екатеринбурге меня привлекли к выступлению в защиту сторонников снижения меры наказания для Егора Бычкова, который тогда уже находился в заключении. Основной тезис был таков: «Нельзя противостоять дьяволу дьявольскими методами». А на следующий день, мой старый приятель священник Матвей пригласил меня в реабилитационный центр при храме Святых Петра и Павла в городе Полевском под настоятельством отца Сергия, где людей излечивают без применения наручников, спасают путём веры в Бога, а значит, путём веры в своё наивысшее человеческое призвание.
Беседовал Денис Ступников
Комментарии читателей Оставить комментарий