Оргия Праведников «Шитрок» (макси-сингл)

Слово «г…норок» сегодня употребляют к месту и не к месту. И, как правило, совершенно не по делу. Снобы, ополчающиеся на ненавистный им «русский рок», обычно забывают, что впервые термин «г…норок» ввел в обиход Федор Чистяков, который разумел при этом вовсе не дурновкусие, а кураж, драйв, доступность изложения и вызывающую провокационность.
Восстановить историческую справедливость взялись Сергей Калугин и его «Оргия Праведников». Мало кому удавалось синтезировать в одной песне гимн и пародию, но «Оргии» эта задача оказалась по плечу. С одной стороны, «Шитрок» высмеивает ограниченность некоторых музыкантов, которые наивно полагают, что Клопштока и Брамса им изучать ни к чему. С другой – минималистичная гитарная аранжировка, забойный ритм и дуэт балалайки и баяна действительно заставляют вспомнить об аналогичных экспериментах группы «Ноль» времен альбома «Полундра».
На схожих противоречиях базируется и еще один ключевой для понимания сингла номер «Наша Родина – СССР». Автор этой песни - Дмитрий Аверьянов, - будучи противником совдепа, поначалу ужаснулся от пришедшей к нему строки, но, как пишет Калугин в сопроводительном буклете, понял, «что это тот гвоздь, который уже не выдернуть, ибо вся песня держится на нем». «Оргия», всегда тяготевшая к сложным формам и изощренным ритмам, будто решила нам показать, что ей под силу и крепкие концертные боевики, усиливающие приток адреналина.
Даже песня памяти Егора Летова «Черная земля» на эмоциональном уровне отсылает, скорее, к ранним опусам «Гражданской обороны». Она написана как бы от лица создателя «ГО» - и действительно голос в самом начале звучит будто бы с того света. Калугин чутко уловил особенности летовской поэзии, виртуозно составив текст из аллюзий на песни «Про мишутку», «Реанимация», «Значит, ураган» и нагнетая типично панковские образы, вроде «Божия слезинка падает в г…но». Это не игра, не стилизация, не постмодерн. «Некому погаснуть, некому гореть, некому вот так вот – взять и умереть», - придумать и просчитать такое просто невозможно, здесь включаются категории мистического порядка.
Еще один шаг за предел – десятиминутная мистерия «Королевская свадьба». Сергей Калугин, нередко апеллировавший в своих альбомах к православной литургике, запечатлевает в этом полотне главный момент литургии: встречу с живым Христом. В ход идут и немецкие рождественские хоралы, и фрагменты католической мессы, и визионерские прозаические вставки, и тема Алексея Рыбникова из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», и даже псалом Кая и Герды из «Снежной королевы» («Розы цветут – красота, красота! Скоро увидим младенца Христа»).
По поводу сингла хорошо написал кто-то из поклонников «Оргии Праведников»: «Спасибо вам за то, что прояснили бытие и помогли жить». Немного напыщенно, но очень верно.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну все ж таки отголоски слышны. не даром и в буклете об этом сказано :)
Рыбниковской нет ни единой ноты в Королевской Свадьбе... Раньше были, что мешало эту композицию издавать, теперь мелодия полностью переписана.