Йэнс Юханссон (Stratovarius): «В Москве нас держали на пирогах и водке»

За свою почти тридцатилетнюю историю, коллектив неоднократно менял состав и даже был на грани распада, когда разразился конфликт между основателем «Страто» Тимо Толлки и остальными участниками группы.
Однако они прошли все испытания и продолжают радовать фанов новыми релизами и выступлениями. В конце февраля увидел свет очередной лонгплей Stratovarius «Nemesis». В поддержку альбома группа отправилась в турне. Посетят они и Россию. Выступления Stratovarius состоятся 15 и 16 марта в Санкт-Петербурге (клуб «Аврора») и Москве (клуб «А2») соответственно.
Stratovarius
В преддверии этих концертов корреспондент KM.RU поговорил с одним из старейших участников Stratovarius – клавишником Йэнсом Юханссоном.
KM.RU: На днях выходит новый альбом Stratovarius «Nemesis», однако некоторые песни с него вы обнародовали заранее. На мой взгляд, «Unbreakable» являет собой пример классического стиля Stratovarius’a. В то же время, на данный момент в составе осталось всего лишь два старожила – ты и Тимо. Как «свежая кровь», новички, повлияли на стиль современного Stratovarius? Насколько сложно сохранить баланс между классическим звучанием группы и стремлением добавить «модерновые» элементы?
Йэнс Юханссон: Я думаю, что нам удалось найти очень хорошей метод, как с этим справиться, поскольку, каждый из нас сейчас принимает участие в написании материала, но затем он рассматривается всей группой и мы принимаем коллективное решение о том, стоит ли нам это записывать. Все знают, что должен представлять собой Stratovarius, так что у нас сейчас есть единое мнение насчет того, что подойдет, а что не подойдет к стилю группы. То есть, даже если кто-то один вдруг скажет: «Ага, я тут сочинил нам песенку в стиле регги или рокабилли», остальные четверо парней ответят: «Да пошел ты, псих ненормальный!» (смеется). Так что у нас сейчас такой демократический стиль работы, скучноватый такой стиль, потому что ничего суперкрейзи в любом случае не произойдет – мы совершенно точно не выпустим альбом в стиле регги. Главное, что мы сейчас не работаем по принципу «все или ничего», как это бывало в прежние времена. Сейчас все происходит немного по-другому. Возможно, какие-то песни получаются лучше, какие-то хуже – но мы в состоянии продолжать выпускать альбомы, и уж точно не можем пожаловаться на нехватку материала, потому что все принимают участие в его сочинении.
KM.RU: «Новички» - Лаури, Ролф, Маттиас – все они значительно младше вас с Тимо. Случаются ли ситуации, когда вы понимаете, что говорите с ними на разных языках? Какие-то конфликты поколений?
Йэнс Юханссон: Да нет, разница в возрасте не так уж и страшна. Я полагаю, что музыка – это универсальный язык, и каждый, кого мы выбирали в группу – был знаком с музыкой именно нашего стиля… Поэтому, несмотря на разницу в 10, 20 лет, даже в 25 лет – как у нас с Ролфом – если люди хорошо разбираются в этом стиле, в металле, который берет свое начало в 80-х – они говорят на одном языке. Конечно, не все всегда проходит гладко, но я думаю, что было бы гораздо хуже, если бы приняли одного за другим трех человек нашего возраста – но это были бы люди регги или джаза – вот тогда бы пошли проблемы. А работать с «людьми металла», даже если они младше тебя на 20 лет – никаких проблем.
А вообще, забавно, что ты причислила Лаури к стану новичков – он с нами уже восемь лет (смеется). Так что его с натяжкой можно назвать «новеньким», хотя он тоже значительно моложе.
Йэнс Юханссон
KM.RU: Ну, все познается в сравнении… Ты-то в группе уже 16 лет!!!
Йэнс Юханссон: Да, это так. Он не был включен в состав, но общался с нами - с группой – почти столько же, сколько и я. Ну, или что-то около того (улыбается)…
KM.RU: На последнем альбоме Маттиас вышел на первые роли в сочинительстве, он написал для «Nemesis» 7 песен из 11… Ты говорил о существующей ныне демократии в группе. Но не вызывает ли у тебя такой расклад сил каких-либо ассоциаций? Не получится ли так, что в скором времени у «Страто» вновь останется единственный композитор, который будет сочинять все?
Йэнс Юханссон: Я не вижу в этом большой проблемы. В группе уже был период, когда у нас был один сочинитель, и надо сказать, что дела наши шли тогда не хуже, чем сейчас. Мне кажется, что в случае Маттиаса – это не совсем то, к чему он сам стремится, просто так получилось, что в этот раз ВСЕ сочли, что он написал песни, которые были лучше, чем у других, и ВСЕ захотели включить эти песни в альбом. И в этом отличие нынешней ситуации от того, что было раньше, когда один человек решал, какие песни должны быть записаны. И это совершенно естественно, что свои песни тебе нравятся больше, чем любые другие, в этом нет ничего странного или плохого… Но сейчас у нас совершенно иные методы, поэтому если все думают, что его песни хороши и подходят для нашего альбома – мы получим лучший альбом, соответствующий нашим музыкальным вкусам и стилю группы. Так что в этом случае это было общее решение, что его песни были признаны лучшими, нам всем они очень нравятся.
Stratovarius
KM.RU: А как вам пришла идея пригласить поучаствовать Яни Лииматайнена (бывший гитарист Sonanta Arctica – прим. пер.)?
Йэнс Юханссон: Они с Тимо организовали несколько небольших акустических концертов, которые еженедельно играли по маленьким клубам в Финляндии, в основном в северной и центральной Финляндии, потому что у Тимо есть небольшой коттеджик в центральной Финляндии, где они и базировались в перерывах между этими концертами. Поскольку заняться им в это время там было особо нечем, вот они и взялись за сочинительство. Они притащили целую коробку со своими опусами, два из них нам особенно понравились – вот мы и взяли их на альбом (улыбается).
KM.RU: Как известно, Nemesis – это имя богини возмездия. Так что же, черт возьми, произошло в Мадридском аэропорту, что вы все вдруг задумались о мести?
Йэнс Юханссон: На самом деле мы задумались об этом гораздо раньше. Мы еще не преступили к записи, насколько я помню, и само собой, нам нужна была какая-то общая идея для альбома и какое-то название, которое бы ее отражало, и все к тому времени уже раздумывали над этим в течение довольно долгого времени. Но в тот момент мы думали не столько о возмездии, сколько о том, чтобы поспать – но идея Маттиаса нам всем очень понравилась. Точнее, она понравилась мне, Ролфу и Лаури, а Тимо сидел от нас метрах в пятидесяти, но все были настолько вымотаны, что вместо того, чтобы подойти к нему и сказать: «Слушай, нам, пожалуй, стоит назвать этот альбом Nemesis», мы просто кинули ему смс-ку с одним словом: NEMESIS! Так что ничего драматического в том аэропорту не произошло(смеется).
KM.RU: В одном из интервью ты как-то отметил, что большинство названий альбомов Stratovarius состоит из семи букв: «Visions», «Polaris»…
Йэнс Юханссон: «Elisium»…
Йэнс Юханссон
KM.RU: Вот-вот. Вы нумерологией увлекаетесь или это такое забавное совпадение?
Йэнс Юханссон: Я думаю, что совпадение все-таки(смеется). Я, по крайней мере, не замечал, чтобы кто-то из парней занимался подсчетами: «Одна, две, три… семь… Ага, подходит!». «Polaris» придумал Лаури, и я не заметил, чтобы он считал там что-нибудь, а «Elisium» – эта моя идея, и я тоже этим не морочился. Так что это совпадение (смеется).
Я знаю, что некоторые люди уделяют этому особое внимание, но для меня подобные вещи не важны. Для меня самым важным являются песни. И я считаю, что в этом плане мы становимся все лучше и лучше, и фэны узнают нас все лучше и лучше. Особенно это заметно по Маттиасу. Ведь на момент его первой записи с нами он ни разу еще не встречался с фэнами Stratovarius’а! Но на сегодняшний день он отыграл с нами уже порядка двухсот шоу… Я помню нашу первую запись с Маттиасом – он был слегка напуган, потому что вокруг были злобные старикашки за сорок, сцепившиеся в каком-то споре и оравшие друг на друга, Йорг пытался запустить в меня какой-то частью барабанной установки, это мы так готовили друг друга к началу работы над записью нового альбома. Так что ему пришлось осваиваться, а теперь, как все хорошо знают, бОльшую часть работы делает именно он.
KM.RU: Как поживает Йорг? Я имею в виду его здоровье?
Йэнс Юханссон: У него все хорошо. Ему сообщили, что он здоров, и рака у него больше нет. По счастью, это оказалась излечимая форма рака. Единственное, что он должен принимать тироксин, который заменяет ему удаленную щитовидную железу. Так что он ОК. Мы с ним постоянно на связи, так как он по-прежнему является антрепренером группы. И поскольку, как ты знаешь, нам осталось чуть меньше месяца до начала тура, и при этом мы едем в обновленном составе – он сейчас очень занят именно в качестве нашего букинг-агента.
Stratovarius
KM.RU: Ты заговорил о туре, и в связи с этим я должна тебе сказать: наконец-то! Наконец-то, я нашла группу, которая отправляется в тур с по-настоящему молодым разогревом!!! Я имею в виду Amaranthe. Потому что, конечно, туры, подобные «Stratovarius+Helloween» – это здорово, но, с другой стороны, выступление на разогреве у известной команды – это хорошая возможность для молодых групп заявить о себе. И хотя сюда, в Россию, вы приедете порознь (Amaranthe выступит в Москве 27 апреля в клубе Moscow Hall – прим. ред.) – не мог бы ты все же рассказать, где и как вы их отыскали?
Йэнс Юханссон: Это довольно занятная история. Я впервые увидел их видео на Youtube, кажется, пару лет или год назад. И я был очень впечатлен их музыкальным стилем, мое первой впечатление было «О, это чертовски хорошая песня!» (кажется, это был клип на песню «Hunger»). А через некоторое время я понял, что на самом деле я хорошо знаком с их вокалистом, Йоакимом (Joacim Micaoj –настоящее имя солиста Amaranthe Jake E – прим. пер.). Нам случилось пару раз попить вместе пива, где-то, наверное, за год до этого, но я совершенно не знал о его сотрудничестве с этой группой.
Ну а потом Йорг рассказал о них после Wacken 2012. Потому что, помимо работы со Stratovarius’ом, Йорг еще работает на Вакене в качестве продюсера, он возглавляет продакшн этого фестиваля. Amaranthe выступали там в 2012 году, и Йорга очень впечатлил прием, который оказала им публика. Они выступали на сцене в шатре, и этот шатер был забит до отказа, потому что все очень хотели на них попасть, и еще масса народу осталась стоять снаружи, хотя это был очень большой тент, вмещавший что-то около 12 тысяч человек. Так что он был очень впечатлен. И когда возник вопрос, кого бы нам позвать с собой в тур, он стал убеждать нас пригласить этих ребят. Ну, а поскольку я был немного знаком с вокалистом, то с нашей стороны возражений не последовало.
Я думаю, что это будет очень хороший тур. В чем-то их музыка похоже на нашу, она мелодичная, где-то даже с элементами поп-рока, но с другой стороны между нами существует достаточно различий, чтобы каждая из команд смогла привлечь к себе часть новой аудитории. Как обычно, ничего нельзя сказать наверняка до того, как будут подведены последние итоги, но я у меня хорошие предчувствия насчет этого тура. Сейчас в этой сфере довольно напряженная обстановка, каждый пытается выжать все возможное и невозможное на концертном рынке, потому что никто уже давно не делает деньги на записях, основной заработок идет с концертов. Поэтому все стараются сформировать наиболее привлекательные концертные программы, которые могли бы успешно конкурировать с программами других групп…
Stratovarius
KM.RU: Давай вернемся на пару лет назад. 2011 год, «Strato-ween» тур… Скажи, почему вы тогда согласились поехать в Helloween в качестве разогрева, ведь вы уже много лет являлись признанными хэдлайнерами? Как обе группы решали между собой, кто должен играть первым, а кто – последним? И не задевала ли эта необходимость выступления в качестве саппорта твое эго?
Йэнс Юханссон: Нет, это точно не обо мне, я такими вещами не заморачиваюсь. Я думаю, это скорее задело мой кошелек, чем мое эго(улыбается), потому что мы заработали меньше… Но опять же, это было очень непростое решение группы. Мы долго думали над этим, и, в конце концов, решили, что нам все-таки стоит попытаться поехать в такой тур, потому что 2011 – это был год всемирной депрессии, условия на рынке были довольно жесткие, и если бы мы поехали в качестве хэдлайнеров – мы вообще вряд ли что-то заработали. А концерт на пару с Helloween – это было очень хорошее предложение, что-то типа «две очень хороших группы по цене одной». Ну может, по цене полутора, потому что билеты на такие шоу достаточно дороги. Но, с другой стороны, нет ничего плохого в организации подобных туров. В конце концов, для нас это была возможность отыграть больше концертов в той же России, чем если бы мы приехали сюда самостоятельно.
KM.RU: На прошлой неделе было объявлено, что вы снимаете видео на песню «Halcyon Days». Когда планируете его выпустить?
Йэнс Юханссон: Я не уверен насчет точной даты. Монтаж вроде бы должен быть окончен в течение недели, но вот когда выйдет – не знаю.
Йэнс Юханссон
KM.RU: Конкурс, который вы объявляли в январе на своем официальном сайте – он был предназначен для этого видео, или в планах снять еще что-нибудь?
Йэнс Юханссон: Я думаю, что как раз для этого. Пока вроде ничего больше не планируем.
KM.RU: По условиям данного конкурса фэны должны были вам прислать фотографии каких-то необычных вещей, сувениров, раритетов, связанных со Stratovarius? И какие же Страто-диковинки вам прислали?
Йэнс Юханссон: О, очень много всего… Рисунки, картины, мозаики…
KM.RU: Вы выпускаете также специальную версию альбома, с бонус треком, озаглавленным «Old Man and The Sea» – это прямой отсыл к повести Хэмингуэя. Вы позаимствовали только название, или данная песня написана под впечатлением от этого произведения?
Йэнс Юханссон: Хороший вопрос… Но на него, скорее, должен отвечать Лаури – это его сочинение.
Но вообще-то это песня с историей… Первый раз мы записали ее в 2008 году. Хотя эта запись так потом и не была выпущена, но в тот момент мы постарались записать как можно больше песен –то ли десять, то ли одиннадцать, может двенадцать. И затем как-то про нее забыли. Но перед этим мы отправили демо нашему европейскому лейблу. И боссу этого лейбла она очень понравилась. И он все время нас упрашивал: «Ну что, когда же вы наконец запишете «Old Man and the Sea»? И так он приставал к нам и в 2009-м, и 2010, и в 2011-м… И в этот раз он опять начал: «Черт! Блин! Вы опять не записали «Old Man and the Sea»?». Так что эта запись была сделана, в первую очередь, для него, чтобы он, наконец, успокоился и отстал от нас(смеется)… Но вообще-то это очень красивая баллада…
Stratovarius
KM.RU: Как ты думаешь – рекорд «Elisium» как самой длинной песни Stratovarius будет когда-нибудь побит? Не собираетесь написать песню длиной в 20 минут, 25 минут?
Йэнс Юханссон: Не знаю… Хороший вопрос. Ну, если кого-нибудь посетит вдохновение. Как я уже сказал, у нас в группе полная демократия – в этом случае довольно сложно сделать концептуальный альбом, а такие длинные песни обычно бывают именно на концептах. А когда каждый занимается написанием материала – музыка получается все-таки довольно разноплановой. Маттиас пытался написать нечто подобное, но мы так и не реализовали эту идею. Получилось нечто вроде мини-концептуального альбома, но потом мы разделили эту песню на три. Ну может быть когда-нибудь мне и удастся написать такую длинную песню, что понравится остальным.
KM.RU: (со смехом) Ну или ты вставишь 21-минутную паузу посреди песни… (Намек на композицию «Macrowaves» с альбома «Heavy Machinery», записанного братьями Юханссонами совместно с Аланом Ходсуортом – прим. пер.)
Йэнс Юханссон: (смеется) А, да! Тоже вариант!!!
KM.RU: А кстати, что эта пауза значила?
Йэнс Юханссон: Ну, это было что-то типа шутки. Такой «спрятанный» трек. Большинство людей слушают запись фоном, и когда она заканчивается, оставляют проигрыватель включенным, занимаются своими делами, а через какое-то время проигрыватель вдруг ни с того, ни с сего оживает…
Йэнс Юханссон
KM.RU: Ты первый раз побывал в Москве за 15 лет до того, как сюда попали остальные члены Страто… Удалось ли тебе почувствовать какую-то разницу между тогда и сейчас?
Йэнс Юханссон: Конечно. Разница огромная, даже на взгляд совершенно постороннего человека. Люди по характеру, конечно, все те же, то же чувство юмора, а вот условия изменились к лучшему, намного. Еда стала лучше, потому что тогда даже еды-то нормальной не было. И потом, тогда мы пробыли здесь около пяти недель, и, конечно, это было скучновато…
KM.RU (потрясенно): Да чем же вас тогда кормили? Что с едой-то не так было?! Необычный вкус или что?
Йэнс Юханссон: Да нет, не то, чтобы что-то необычное… Нас тогда поселили в огромном отеле, что-то типа «Интуриста», назывался он… «Россия». Правительственный отель, и, значит, приходим мы в ресторан – а у них там толстенное меню – страниц на двадцать. И каждый начинает выбирать блюдо на свой вкус: «Ага, я буду цыплячью грудку с морковным соусом!» - «О, нет, у нас этого сейчас нету»… Листаем дальше: «О, вот это выглядит очень интересным, у вас на странице 13 морковный суп, принесите, пожалуйста!» - «О, нет, этого у нас тоже нету»… И так это повторилось раза три или четыре. «Да, блин, а что у вас тогда есть-то?» - «Бифштекс, PIROGI и можем принести еще литр водки». Ок, пришлось брать этот самый бифштекс, PIROGI и запивать все это водкой(смеется).
Ты знаешь, похоже, наступило время следующего интервью, поэтому прощаюсь. Всем привет, увидимся на концерте!!!!!
В статье использованы фотографии с официальной страницы Йэнса Юханссона в Facebook, а также предоставленные концертным агентством The Motley Concerts.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Финал интервью неожиданный! Напомнило "Чародеев" в сцене со скатертью-самобранкой :D
Неплохой альбом получился. Ждем концертов!