Фестиваль Koktebel Jazz Party прорвал циничную блокаду Киева
Сцена фестиваля Koktebel Jazz Party
«Коктебель, Коктебель — интеллигентов колыбель!» - томным голосом читала свои стихи об этом уютном курортном местечке ныне покойная Наталия Медведева. Городок, выросший в первой половине прошлого века вокруг дома поэта Максимилиана Волошина, и впрямь издавна является местом отдыха творческой элиты. Убедиться в этом можно, уже прядясь по набережной поздним вечером. Количество музыкальных групп, играющих абсолютно забесплатно, просто зашкаливает. Одни проходятся в рок-баре «Камелот» по «фирменным» блюзовым стандартам. Другие — как команда «Курага», игравшая прямо на набережной — весьма пристойно перепевали «Мастер приглашает в гости» «Короля и Шута».
Но даже на фоне этого музыкального изобилия фестиваль Koktebel Jazz Party оказался очень востребованным. Если в день его открытия на пляже перед сценой наблюдалось не так уж много народу, то сутки спустя, субботним вечером 13 сентября людей было значительно больше. А в на закрытие фестиваля, по словам его организатора Дмитрия Киселева, были распроданы все билеты!
И это при том, что Киселев сделал фестиваль буквально за считанные месяцы. С 2003-го он организовывал знаменитый «Джаз Коктебель», но после мартовского воссоединения Крыма с Россией украинские партнеры решили делать свое мероприятие в Затоке Одесской области без поддержки российской стороны. Киселеву же было важно не только сохранить завоеванные позиции, но и по возможности, улучшить результат. Ведь на кону стояла, ни много, ни мало, репутация новой российской территории, и ударить в грязь лицом было никак нельзя. По словам Киселева, ему было также важно прорвать «несправедливую и циничную блокаду Киева по отношению к Крыму».
Петр Востоков со своей пассией Дарьей Антоновой
По большому счету, все удалось. Чего только стоят хедлайнеры, в числе которых значатся звезды первого эшелона — певица Дебора Браун и трубач Том Харелл. Открылся Koktebel Jazz Party выступлением Большого джазового оркестра трубача Петра Востокова. Руководитель оркестра подал пример того, как надо работать с публикой. Практически каждый объявляемый номер он снабжал шутками и прибаутками. В вольном переводе Востокова исполняемые западные джазовые стандарты получили названия, типа «Детка, ты что, издеваешься надо мной?», «Когда идет дождь, у меня блюз» и «Мои глаза всегда смотрят на Петра». Последняя реплика относилась к вокалистке Дарье Антоновой, которая исполнила с оркестром несколько лирических композиций.
Романтик и шоумен Петр Востоков
Заигрывания с дамами сердца — отличительная черта многих джаз-бандов. Вот и бас-гитарист Сержио Брандао вывел в составе оркестра Андрея Кондакова Brazil All Stars свою девушку Зарину. Семь лет назад заезжий бразильский музыкант познакомился с ней в России и увез к себе в Рио-де-Жанейро, где она, судя по манере пения и поведения, успела стать своей.
Метафизическая бразильянка Анна Клесун
Вполне вжилась в образ знойной бразильянки и Анна Клесун из группы Esh, представившая программу в стиле самба-джаз. Подлинный восторг среди зрителей вызвали португальские песни в стиле батукада — перкуссионные произведения, исполняемые с оркестром на бразильских пляжах. Клесун вплетала в эти номера рэп-фрагменты и рассказывала истории о простых латиноамериканских парнях, которые не желают работать, а хотят лишь танцевать и развлекаться.
Обстоятельные мастера голового пения «Хуун-Хуур-Ту»
Просветительством на Koktebel Jazz Party занималась далеко не только Анна Клесун. Во второй день «Хуун-Хуур-Ту», участники которой между песнями читали обстоятельные лекции. Как выяснилось, сами музыканты относят свое творчество к протоджазу, так как оно берет свое начало в импровизациях сибирских шаманов, собиравшихся друг у друга на огонек. Среди исполненных коллективом композиций были и моления к языческим божествам о плодородии скота, и сказание о надменной принцессе, и воинственный гимн гордых сибиряков, побеждающих не числом, а умением. Отличительная черта стиля «Хуун-Хуур-Ту» - горловое пение, к которому, как заметили музыканты, мужчины их народа прибегали тогда, когда все прочие средства покорить понравившуюся девушку были уже исчерпаны.
Павел Сурков излагает верный способ ввести Леонида Утесова в ступор
Если лекция группы «Хуун-Хуур-Ту» больше носила импровизационный и спонтанный характер, то известный журналист Павел Сурков подготовился к экскурсу в историю российского джаза основательно. Особенно подробно он остановился на советском периоде, когда после фельетона Беляева в журнале «Крокодил» 1949 года в обиход прочно вошло уничижительное словечко «стиляги», с годами утратившее свою негативную окраску. Запомнился и изложенный Сурковым малоизвестный факт из биографии Леонида Утесова, когда бабушка однажды подвела своего внучка к великому певцу и проговорила: «А это великий Леонид Осипович Утесов! Когда ты вырастешь, он уже умрет».
Почетные коктебельцы «Коровин и Фагот»
Не менее парадоксальными фактами оперировал и дуэт «Коровин и Фагот», состоящий из поэта Андрея Коровина и знаменитого фаготиста Александра Александрова, известного по участию в «Аквариуме» и проектах Сергея Курехина. Несколько лет назад они познакомились в Булкаковском доме и, сойдясь на преданной любви к Коктебелю, решили сделать что-нибудь совместное. Коровин зачитывал стихи о Коктебеле, а Фагот озвучивал их подходящими по настроению музыкальными темами. Неизгладимое впечатление произвело зачитанное письмо Владислава Ходасевича о визите в Коктебель, где поэт Серебряного века как следует приложил многих своих именитых знакомых (особенно почему-то досталось Осипу Мандельштаму). Каждую ироничную характеристику чуткий Александров иллюстрировал коротенькими инструментальными фрагментами — вплоть до «Боже, царя храни» и «Прощания славянки».
Шуня Shoo - наш ответ Эрике Баду
Огромный интерес среди коктебельской публики вызвала работа Открытой сцены, вход на которою, в отличие от Главной, был бесплатным. Пикантности происходящему добавлял тот факт, что Открытая сцена располагалась в непосредственной близости от нудистского пляжа. Вокалистка группы Shoo Шуня поначалу была шокирована этим безобразием, но потом взяла себя в руки, вспомнив, что у группы за всю ее историю хватало и более неприятных внештатных ситуаций, включая полное отсутствие необхдимой аппаратуры на запланированном концерте. А вот скрипач Феликс Лахути, ничуть не смутившись обилием обнаженных тел, пошел в народ прямо во время своего выступления и играл, стоя на песке перед сценой.
Феликса Лахути обилие нудистов только раззадорило
Фестивалю Koktebel Jazz Party можно уверенно поставить пятерку с минусом. Конечно же, не обошлось и без досадных мелочей. Главными из них стало отсутствие сидячих мест перед сценой и неудачное распределение фестиваля по датам (так, последний день почему-то выпадал на понедельник следующей рабочей недели). Однако организаторы твердо обещают устранить эти оплошности уже в следующем году.
Фото - Владимир Кальян, сайт MuseCube
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да, уж...
Поют-то, видно, головой.