Бах, Телеман, Гендель и Вивальди соревновались в Кусково
«Четыре гения: друзья-соперники»
Не все из этих четырех великих композиторов были даже знакомы друг с другом. Данное обстоятельство не мешало им состязаться. При этом Бах перекладывал произведения Вивальди для иных инструментальных составов, а с Генделем мечтал познакомиться лично. Судьбоносной встречи, увы, так и не произошло, зато Телеман не только дружил с Бахом, но и стал крестным отцом одного из его сыновей Карла Филиппа Эммануила.
Маргарита Еськина
Концерт в Кусково задумывался как битва четырех титанов. Стоит ли говорить, что победителей и побежденных здесь не оказалась, а исполненные произведения дополняли и оттеняли друг друга. Первой прозвучала «Фантазия соль мажор» Баха в исполнении органистки Маргариты Еськиной. Поначалу пьеса рождала впечатления куртуазности, поверхностности, легкого скольжения. Но стоило взглянуть под ноги, как под толщей льда вдруг обнаруживалась неисчерпаемая глубина — открывалась «бездна, звезд полна». В итоге слушатель интуитивно усваивал глобальные истины, которые уже не позволяли ему больше бездумно веселиться «средь шумного бала».
Сергей Полтавский
Для исполнения «Сонаты соль минор» Генделя к Маргарите Еськиной присоединились Владимир Парунцев (блокфлейта) и Сергей Полтавский (виола д'амур). А поскольку концерт носил также и просветительский характер, Полтавский рассказал зрителям о своем необычном инструменте. Виола д'амур сейчас воспринимается как несколько архаичный артефакт, несмотря на то, что появилась она даже позже скрипки. Особенностью виолы является 12-14 струн, из которых игровых лишь 7, а остальные предназначены для реверберации. Звучание инструмента уникально и по своей мощи и богатству обертонов, конечно же, не сравнится ни с какой электроскрипкой.
Владимир Парунцев
«Трио-сонату си-бемоль мажор» Телемана Еськина и Парунцев исполнили вдвоем. После экскурса Сергея Полтавского в историю виолы д'амур зрители ожидали услышать нечто подобное о блокфлейте, и Владимир Парунцев удовлетворил их любопытство сполна. Свое название инструмент получил благодаря насадке, напоминающей птичий клюв. В XIX веке блокфлейту практически не применяли на концертах, но в 20-х годах о ней внезапно вспомнили, благодаря чему она обрела вторую жизнь. От себя добавим, что уже в наши дни достаточно широко ее используют рок-музыканты, потому что она идеально сочетается с акустической гитарой. Достаточно вспомнить альбом группы «Аквариума» «Треугольник» и песню Сергея «Чижа» Чигракова «Ветер вырывает из рук» со строчкой «а у тебя неплохая блокфлейта».
«Четыре гения: друзья-соперники»
Череду светских сонат сменила хоральная прелюдия Баха «Приди, язычников спаситель» из сборника «Лейпцигские хроралы». Инструментальная органная версия этого рождественского песнопения наводила на мысли о строгости и милости Творца. В наше секулярное время обыватели считают религию то ли приторным розовым сиропом, то ли беспросветным карцером. Однако титаны, вроде Баха, умели адекватно отобразить в музыке то колоссальное внутреннее напряжение, благодаря которому достигается истинное смирение и духовная радость.
Сергей Полтавский
Завершился концерт сонатой Вивальди, построенной на сочетании лирических и танцевальных фрагментов. Итальянский композитор умел обходить в своих произведениях острые углы и избегать резких переходов настроения, так что зрители расходились по домам умиротворенными и просветленными.
Фото - Ирина Шымчак
Комментарии читателей Оставить комментарий