Деникин Спирт «Отцы и дети»
Обложка диска. Предоставлено издателем
За двадцать лет существования тульская группа «Деникин Спирт» записала и выпустила всего полтора профессиональных альбома. Играя адреналиновый тяжелый рок со стебными и героико-патриотическими текстами, коллектив считается желанным гостем на байк-фестивалях и в небольших заведениях формата знаменитого московского «Р-Клуба». Их песни «ВМФ» и «Едем в Грозный» («Борт Урала») достаточно известны, но, к сожалению, до сих пор так и не изданы в пристойном качестве.
«Отцы и дети» - это собрание песен разных лет. Название мало к чему обязывает — возможно, поэтому музыканты на нем и остановились. Но упор сделан на исторические батальные полотна. Повествуя «о доблестях, о подвигах, о славе», «деникинцы» справедливо задаются вопросом, куда же эта слава от нас ныне ушла? От идеализации войны лидер группы Анатолий Прокопец предельно далек. В «SuperStar» он с горечью замечает: «Рубятся с остервенением на куски венцы творения». В «Ты расскажи» возвращается к той же дилемме: «Постройте храм внутри себя, но мертвецов везут подводы».
В то же время, именно православная вера позволяет его героям сохранить человеческое лицо и, если надо, пожертвовать собой. Лучше всего эту мысль Прокопцу удалось передать в потрясающей балладе «Танкист», написанной после прочтения книги «Чудеса на дорогах войны». В одной из историй шла речь о верующем солдате, который отклонил приказ командира застрелиться в случае попадания в окружение, но без колебаний направил свой горящий танк во вражеский эшелон.
Наиболее точно смысл этих песен передает выражение «не бывает атеистов в окопах под огнем». Чем более жаркие сражения описывает Прокопец, тем больше в текстах молитвенных формул, описаний Покрова Богородицы, раскинутого над полем битвы, и апелляций к православных праздникам. Столкновение русичей с монголо-татарами в «Морозе» происходит посреди крещенских купелей, а тропарь Пасхе («смертию смерть поправ») помогает персонажу решиться положить жизнь за други своя.
Иногда в текстах встречаются целые цитаты из молитв повседневного обихода — например, «сего жития нощь прейти» из утреннего молитвенного правила (в томе же в «Морозе»). В свое время «Молитвословом» вдохновлялись при создании своих песен Вячеслав Бутусов и питерцы «Джан Ку». Радостно, что нашлись люди, продолжающие эту славную традицию.
Гимны победам «отцов» перемежаются в альбоме с песнями о шалостях «детей». Пропасть между этими двумя сферами поначалу обескураживает: если в «Морозе» юный мальчишка-солдат закрывает собой гранату, то в «Аборте», без лишней рефлексии легкомысленная молодуха отправляет свое не родившееся дитё под нож. Маясь без настоящих дел и высоких целей, наши современники бездумно занимаются саморазрушением («Ломая дом»), захлебываются в бессмысленном негативе («Я ненавижу») и шалеют от ощущения тщетности бытия («Дворник»).
Однако, при всей своей зашкаливающей эмоциональности, Прокопец не позволяет себе нарочитого сгущения красок. Будучи человеком верующим, он прекрасно представляет себе, в какую сторону двигаться. Спасительный вектор задан в светлой и жизнеутверждающей песне «Богомолочка». Паломница идет на поклонение святыням, «ликует на небе ангельский чин», а когда-то она бежала вдаль озорною девчонкой, согреваемая любовью Творца. Проблема «отцов и детей» разрешается в религиозной плоскости легко и ненавязчиво.
Сейчас мало кому удается писать песни на все случаи жизни, идущие прямо от сердца к сердцу. Но альбом «Отцы и дети» производит именно такое впечатление.
Комментарии читателей Оставить комментарий